Описание окружающей местности

Этот тайник является продолжением сериала "Холмс и Ватсон - Дело о...".
Предыдущий тайник - "Холмс и Ватсон - в Бронницах" http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=6585
Следующий тайник - "Холмс и Ватсон - Дело о птицах" http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=10357

* * *
… Однажды утром, в уездном городе N-ске...

- Послушайте, Холмс! Раз уж мы в России, неплохо было бы разжиться какими-нибудь соответствующими местными сувенирами. - Сказал Ватсон и стал ждать результатов мыслительного процесса, в который ввергла великого сыщика эта простая на первый взгляд фраза.
- Да, дружище, в целом, вы, конечно, правы! – ответил Холмс несколько минут спустя. – Однако, Вы хорошо представляете себе масштаб задуманного мероприятия?...
- Что, так все сложно?
- Ватсон, а что Вы хотели? Это же огромная страна, с разнообразными проявлениями культуры и самобытными народными промыслами...
- А можно поподробнее, Холмс? В любой стране есть "главный сувенир".  Баварское пиво, чешское стекло, щепка от креста Спасителя, камешек от пирамиды Хеопса…
- Ватсон! Кремлевскую стену на сувениры пока еще не продают, так что, получить "главный кирпич страны" нам не удастся, - ухмыльнулся Холмс. Так же вычеркнем из рассмотрения иконы и картины великих художников, поскольку я всегда был против торговли предметами культа и отрицательно отношусь к вывозу из страны предметов национальной гордости. Отбросим литьё, дутьё и минералы по причине трудности транспортировки… Однако, из оставшегося – выбор все равно достаточно велик!
- Холмс, а Вам не кажется, что эта проблема сродни криминалистическому расследованию? Не могли бы Вы..., - но закончить фразу Ватсону не удалось...
- Конечно, мог бы… - Холмс уже вдохновился поставленной задачей, которая могла бы развеять скуку последних месяцев. После Новогодних праздников, самым запоминающимся впечатлением был парад в честь Дня Победы, который друзья посмотрели с восхищением и интересом. Но с тех пор ничего интересного больше не происходило, и пытливый ум детектива соскучился по работе и впечатлениям.
Холмс вынул из кармана свой верный КПК с GPS-ом и сказал: "Ватсон, займитесь пока чем нибудь нешумным и, по возможности, созидательным… например, приготовлением завтрака. А мне надо провести подготовительный поиск в интернете". 

- Ну, как дела, Ватсон? Вы уже приготовили…, - взгляд "вернувшегося" из сети Холмса скользнул по окну, за которым уже сгущались сумерки, - Кстати, а что Вы там приготовили?
- Ужин, сэр, - лаконично ответил Ватсон.
- Вот и отлично! Ничто так не способствует возвращению в реальный мир, как своевременное потребление достаточного количества вкусной и здоровой пищи… Что там у нас на первое?
- Овсянка, сэр, - столь же невозмутимо доложил Ватсон.
- ??? , - Холмс снова бросил взгляд за окно. – В такое время суток?
- Это бывший завтрак. А на второе будет обед. – Ватсону явно не терпелось услышать результаты "предварительного поиска", но он знал, что рассказ начнется не раньше, чем Холмс закурит трубку. – А на третье будет чай…

- Итак, мой друг, - сказал Холмс, делая первую затяжку и провожая задумчивым взглядом поднимающийся над кружкой с ароматной жидкостью дымок, - чай…
- Холмс, мне кажется, Вы решали проблему, связанную с выбором достойного сувенира? – Ватсон был слегка обескуражен подобным началом разговора.
- Именно так. Но поскольку ничто так не способствует мыслительному процессу, как чашка хорошего чая после не менее хорошего ужина… то именно во время процедуры заваривания этого прекрасного напитка мне пришло в голову окончательное решение. Именно чай, Ватсон!
- Грузинский? – ехидно уточнил Ватсон…
- Казахский! – тут же отреагировал Холмс со смехом. – Ватсон, давайте подойдем к вопросу серьезно! Выбор сувенира – это непростой процесс… Правильный сувенир должен долгое время напоминать нам о том месте, которое нам понравилось. То есть, он не может быть одноразовым или быстрорасходующимся. Именно по этой причине я сразу исключил из рассмотрения продукты питания типа "Рашн Водка" и "Рашн Кавьяр"…
- Как, мы разве не возьмем с собой…, - Ватсон был искренне огорчен.
- Возьмем, конечно, и в достаточном количестве. Но не как сувенир, а просто… чтобы дома угостить друзей. – ответил Холмс, - А вот сувенир – он должен быть материальным. Кроме того, он должен быть функционально полезным.
- А это – почему? - заинтересованно спросил Ватсон, - Что, правое ухо Сфинкса или бусы племени Майя – плохой сувенир?
- Скажем так - не самый лучший, Ватсон! На что годится ухо Сфинкса? Ну, положите Вы его на каминную полку, первое время будете показывать гостям и выслушивать их восхищенные комментарии, потом друзьям оно будет уже не в новинку, Вам – и подавно… Так и будет лежать, пока миссис Хадсон не уронит при уборке комнаты и не попросит убрать подальше, чтобы зря не пылилось. А бусы – Вы же не станете их надевать, ни дома, ни на улицу, то есть – остается вариант №1 – каминная полка. С тем же результатом. По этой причине, кстати, я не рассматривал платки с росписью батиком и хохломскую роспись…
- Но, Холмс, хохлома – это же посуда! Ею можно пользоваться!
- В принципе, Ватсон… только – в принципе! Вы когда нибудь пробовали есть деревянной ложкой? То-то! Это предмет не на каждый день… Конечно, можно экзотики ради посадить друзей за стол, сервированный деревянной посудой… но только один раз. Во второй раз они этого уже не оценят. Следовательно – опять каминная полка… Нет, Ватсон! Нам нужен утилитарно-прикладной многоразовый оригинально-эсклюзивный сувенир пролонгированного мемориального действия… Впрочем, Вы на верном пути, Ватсон! Осталось сделать последнее умозаключение.
- Но я как-то не совсем понимаю этот последний переход…
- Элементарно, Ватсон! Представьте, что мы вечером садимся у камина обсудить дела или просто скоротать время, я закуриваю трубку, а Вы достаете красивый фарфоровый сервиз, ставите на стол и наливаете…
- Чай, Холмс! Конечно же! То есть, Вы имели ввиду – чайный сериз местного производства, который мы будем использовать долго и ежедневно!
- Да, Ватсон! Но не просто фарфоровую посуду… Это должна быть ОСОБЕННАЯ посуда, такая, которая напоминала бы нам именно об этой стране. Это позволило мне резко сократить количество возможных вариантов… практически – до одного!
- Давайте, я попробую угадать, - сказал Ватсон и быстро записал что-то в свою записную книжку. – Ну вот, Холмс, теперь покажите, что Вы нашли.
- Читайте, - Холмс протянул другу свой КПК, - там, на экране описание местности и история изделия…

Гжель (Викепедия)
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам. В 1912 году на Казанской железной дороге, примерно в шестидесяти километрах от Москвы, на ветке Москва-Черусти была открыта станция, получившая название по местности — Гжель. Выросший при станции посёлок также называется Гжель. Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых «Посёлок известкового завода», или «Известковый» (по имени находившегося здесь и снесённого известкового завода), и «Посёлок кирпичного завода», или «Труженик».

Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572—1578 годов.

Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская (…), которой нигде не видал я белизною превосходнее».
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.
Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

- Как интересно, Холмс! – воскликнул Ватсон, закончив читать. – Оказывается, родина гжельского фарфора – село Перово! Что-то у меня с этим названием связано, только не могу вспомнить, что!
- Ватсон, село Перово – это теперь Перовский район города Москвы. Там как раз проживает тот, кто описывает все эти наши приключения. Проще говоря – наш автор. Поэтому гжельская посуда будет напоминать нам так же и о нем…
- Какой красивый ход, Холмс! – восхитился Ватсон. - Теперь дождемся выходных, садимся на электричку – и за сувенирами?
- Во-первых, Ватсон, сувениры продаются в магазинах, а они чаще всего, работают по рабочим дням… причем, до 16-17 часов. А во-вторых – боюсь, что одного дня нам не хватит для полного ознакомления с этим местом, - возразил Холмс. – Вы же прочитали про "Гжельский куст"? Так вот, протяженность этого "куста", судя по карте, составляет 16,5 километров. А если еще учесть, что мало какие заводы расположены возле станций железной дороги, то электричка отпадает. На машине, Ватсон. Лучше – на машине!
- 27 деревень, Холмс! И все их надо посетить? – Ватсон был слегка озадачен глобальностью предстоящего квеста.
- Посетить надо производства. А их в каждой деревне по 2-3… Хотя в некоторых – ни одного нет. С другой стороны, в некоторых деревнях нам может встретиться что-либо заслуживающее внимания. Мы же не будем ограничиваться только закупкой посуды! Впрочем, вот полный список официально зарегистрированных на данный момент предприятий, выпускающих фарфор под маркой "Гжель", - и Холмс снова протянул Ватсону "наладонник". – Кстати, перепишите себе в записную книжку – пригодится.

Область деятельности: Керамические изделия хозяйственные - производство
Регион: МОСКОВСКАЯ обл.

1. ГАЛАКТИКА И КОМПАНИЯ, ООО
Адрес: 140190, Московская обл., Раменский район, село Речицы, улица Центральная
Телефон: +7 (49646) 47-1-54

2. ГЖЕЛЬСКИЕ МАСТЕРА, ООО
Адрес: 140190, Московская обл., Раменский район, село Речицы, улица Центральная, дом 98
Телефон: +7 (49646) 37-4-92

3. ГЖЕЛЬСКИЕ УЗОРЫ, ООО
Адрес: 140145, Московская обл., Раменский район, пос. Электроизолятор, дом 28, кв-ра 21
Телефон: +7 (49646) 47-5-09

4. ГЖЕЛЬСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД, ЗАО
Адрес: 140155, Московская обл., Раменский район, село Новохаритоново, Оао
Телефон: +7 (49646) 47-5-31

5. ГЖЕЛЬСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗАВОД, ЗАО
Адрес: 140190, Московская обл., Раменский район, село Гжель, улица Художников, дом 1
Телефон: +7 (49646) 47-1-63

6. ГЖЕЛЬ-МАЛАХИТ, ООО
Адрес: 140155, Московская обл., Раменский район, дер. Бахтеево
Телефон: +7 (49646) 34-2-41

7. ГОНЧАР, ООО
Адрес: 140194, Московская обл., Раменский район, П/о Ново-харитоново, дер. Володино, дом 42
Телефон: +7 (49646) 47-5-09

8. ЗВЕЗДА ГЖЕЛИ, ООО
Адрес: 140190, Московская обл., Раменский район, село Речицы, улица Совхозная, дом 1, кв-ра 1
Телефон: +7 (49646) 47-5-02

9. КУЗЯЕВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД, ОАО
Адрес: 140191, Московская обл., Раменский район, дер. Кузяево
Телефон: +7 (49646) 28-2-91

10. МАСТЕРА ГЖЕЛИ, ООО
Адрес: 140155, Московская обл., Раменский район, дер. Турыгино
Телефон: +7 (49646) 34-2-41

11. МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ШЕВЛЯГИНСКИЙ ЗАВОД СПЕЦИАЛЬНОЙ КЕРАМИКИ, ГУП
Адрес: 140155, Московская обл., Раменский район, дер. Шевлягино
Телефон: +7 (49646) 28-2-35

12. НОВАЯ ГЖЕЛЬ, ООО
Адрес: 140191, Московская обл., Раменский район, дер. Володино, дом 95
Телефон: +7 (49646) 97-8-40

13. НПО СИНЬ РОССИИ, ООО
Адрес: 140190, Московская обл., Раменский район, П/о Речицы, село Гжель
Телефон: +7 (49646) 47-3-52;   +7 (49646) 47-4-80
Web-сайт: sinnros.ru/

14. ОБ'ЕДИНЕНИЕ ГЖЕЛЬ, ЗАО
Адрес: 140191, Московская обл., Раменский район, дер. Турыгино
Телефон: +7 (49646) 47-5-54;   +7 (49646) 34-2-41

15. РУССКИЙ МИР', ООО
Адрес: 140155, Московская обл., Раменский район, дер. Турыгино
Телефон: +7 (49646) 15-1-34

16. ФИРМА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЖГЕЛЬ, ООО
Адрес: 140191, Московская обл., Раменский район, П/о Новохаритоново, село Карпово
Телефон: +7 (49646) 81-7-32
E-mail:
zhgel@yandex.ru

17. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ ГЖЕЛЬ, ООО
Адрес: 140191, Московская обл., Раменский район, село Новохаритоново, улица Молодежная, дом 5
Телефон: +7 (49646) 06-8-99

18. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ ХРАМОВОЙ КЕРАМИКИ КИОТ, ООО
Адрес: 140190, Московская обл., Раменский район, пос. Гжельского Кирпичного Завода, дом 13, кв-ра 62
Телефон: +7 (49646) 81-7-32

19. ХУДОЖНИКИ ГЖЕЛИ, ООО
Адрес: 140155, Московская обл., Раменский район, дер. Турыгино
Телефон: +7 (49646) 34-2-41

20. ЦЕНТР КЕРАМИКИ, ООО
Адрес: 140194, Московская обл., Раменский район, дер. Коломино
Телефон: +7 (49646) 28-2-24

http://www.sio2.ru/reg/16/41-9-0.html

- Двадцать заводов, Холмс! И на каждом надо что-то купить? Как мы это все повезем? – Казалось, Ватсону идея приобретения гжельской посуды перестает нравиться…
- Ватсон, мы же не будем покупать ширпотреб. А большинство из этих "ООО" – это кустарное производство изделий "на дому". Что, впрочем, не означает, что среди них не может встретиться ничего достойного. Если мы хотим приобрести что либо высокохудожественное или особенное, то лучше ознакомиться со всем ассортиментом.  Но если мы хотим приобрести "истинную" гжель, то надо смотреть клеймо на донышке изделия. Там должно стоять "Гжель", "Жгель", "Шекма"…
- Холмс, где Вы таких слов набрались?
- Из исторических справок, - улыбнулся детектив и снова протянул другу свой неиссякаемый источник информации…

В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.
Многие гжельские мастера участвовали создании гончарного промысла и в других местах России.
Полуфаянс Гжели пытались делать ещё в последние годы XVIII века. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства.
Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак.
Полуфаянс стал таким же художественным замечательным явлением, как и майолика. Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или полуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимых предметов быта.
Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый живописный изобразительный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей.
К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.
Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта.
В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской области составляло 506 человек.
Товарищество Гжель создано в результате объединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году.
В деревне Жирово выпускают керамические камины. В деревнях Трошково и Фенино - гончарную и майоликовую посуду. В деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки. В деревне Коломино - Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства в д. Турыгино и Бахтеево - главные центры производства художественного фарфора. Производство фарфора так же освоено на  Шевлягинском заводе спецкерамики «Шекма - Гжель» и «Гжель - Галактика» на базе цеха №3 завода «Электроизолятор» в селе Речицы.

- Да, Холмс, информация – великая сила! Наверняка у Вас есть и подробные сведения о каждом из производств, - Ватсона уже не смущало это изобилие названий, он понемногу стал в них разбираться.
-Конечно есть, друг мой! Но мы будем их читать перед посещением каждого конкретного места. – Холмс, казалось, был чем-то озабочен. – Вот только, боюсь, как бы наши поиски не завершились неудачей…
- Как, Холмс? При таком богатом выборе мы можем не найти достойного сувенира??? Не понимаю!
- Видите ли, Ватсон… Все что мы сейчас прочитали – относится к до и послереволюционному периоду истории страны…
- А сейчас у них какой период?
- Сейчас в стране кризис…
- Нууу… - с облегчением вздохнул Ватсон, - так это во всем мире уже третий год кризис…
- Ватсон, в этой стране кризис уже более 15 лет! Просто они заметили это только три года назад. Но, похоже, все ещё не осознали как следует…
- Ну а где нам взять информацию о том, что происходит сейчас? – Ватсон был искренне озабочен. Он уже настроился пить чай из бело-голубой посуды и неожиданное заявление Холмса его сильно озадачило.
- Вы хочете фактов? Их есть у меня! – Грустно улыбнулся великий сыщик и вновь протянул Ватсону свой КПК…

НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ ДЫШИТ НА ЛАДАН.

Испытание гжелью.
Эта земля шесть с половиной веков приносила своим жителям славу и деньги. С тех пор, как здесь открыли залежи белых и цветных глин, Гжель стала центром притяжения для промышленников, художников, а потом и туристов. Она могла бы и сегодня оставаться туристической жемчужиной и одним из символов страны. Однако свое 670-летие народный промысел встречает в удручающем состоянии. Есть ли будущее у знаменитого бренда — выяснял корреспондент "The New Times".

Электричкой до подмосковного Раменского, оттуда полчаса на маршрутке — и вы в сердце Гжели. «Фарфор ручной работы», «Подлинная гжель» — мелькают в окне зазывные витрины магазинов и лавочек. По обочинам дорог — столики с бело-голубыми вазами и незатейливыми фигурками: гжелью здесь промышляют в каждом третьем дворе. Речицы, Трошково, Кузяево — это лишь начало списка из 27 деревень, входящих в так называемый Гжельский куст и объединенных общим промыслом. Но знающие люди подскажут: центр промысла — поселок с отрезвляющим названием Электроизолятор. Именно здесь находится знаменитое «Объединение Гжель», когда-то гремевшее на весь Советский Союз. В лучшие времена тут работало едва ли не все окрестное население, и именно отсюда пошел знаменитый белый фарфор с сине-голубой росписью кобальтом. Но времена изменились, и сегодня бывший гигант фарфоровой промышленности, подобно «Титанику», медленно тонет.

Последний обжиг.
Каждый день к главному корпусу объединения подруливают туристические автобусы: от желающих посмотреть на производство гжели нет отбоя. В ожидании встречи с прекрасным оживленные туристы переступают порог — и улыбки постепенно сползают с их лиц. Стылые пустующие цеха, замерзающие художники в меховых безрукавках, облупленные стены — на всем печать запустения и разрухи. Если повезет и в очередной раз не вырубится электричество, то за 800 рублей с человека (таковы цены московских туроператоров) туристам покажут музей — с шедеврами, созданными еще в годы расцвета предприятия, проведут мастер-класс и угостят чаем из гжельских чашек в неотапливаемом заводском кафе.
Конечно, туристам не расскажут о том, что на предприятии с осени введена процедура банкротства, а многолетний директор объединения Виктор Логинов бесследно исчез и с начала апреля не выходит на связь. Между тем Виктор Михайлович в здешних краях — фигура легендарная: именно на период его правления пришелся расцвет гжели в 80-е годы. Рассказывают, что однажды, узнав о приезде Михаила Горбачева с супругой в соседний образцовый совхоз «Борец», Логинов с роскошными подарками отправился прямиком к главе государства и сумел наладить непосредственную связь с Кремлем. С тех пор золотой дождь лился на его предприятие без остановки: у объединения были льготы и заказы, заграничные выставки и собственные магазины, возможность торговать за валюту... Все рухнуло в одночасье вместе со страной. И Логинов остался один на один с рынком.
Этот поединок красный директор проиграл. У предприятия катастрофически росли долги, начались задержки зарплаты и воровство, за долги отключили отопление. Из шес¬ти заводов объединения на плаву остались два (в Турыгино и Бахтеево), остальные (фарфоровые производства в Коломино и Жирово, заводы майолики в Фенино и Трошково) были проданы и разорены. С середины 90-х сотрудники в массовом порядке подались в частный бизнес: из 2,5 тыс. работников, трудившихся в советское время, сегодня осталось около 200. Неудивительно: работать за зарплату 4 тыс. рублей, в условиях, близких к блокадным, оказались способны только истинные энтузиасты.
«Зимой в цехах холод, температура не больше +100, — рассказывает художница Ирина Коршунова. — Руки сводит, кисточку еле держишь, постоянные простуды. И при этом делали высокохудожественные изделия». Трудно поверить, но в таком режиме художники проработали около 10 лет. «Понимаете, творческий процесс — это когда горишь изнутри, — объясняет Татьяна Федоровская, заслуженный художник РФ. — Только это и согревало». Обе художницы не склонны огульно винить директора, у которого действительно немало заслуг. Но они, как и остальные ушедшие из объединения художники, так и не смогли простить Логинову, что он не давал хода новым изделиям, не платил потиражное вознаграждение (4% с каждого изделия), заставлял подписывать договоры, по которым у них отнимались авторские права на изделия. Тех, кто не подписывал, обыскивали на проходных, вынуждали увольняться. Проработав на предприятии 17 лет, Федоровская ушла в 2007-м, Коршунова — в 2008-м, отдав объединению 20 лет жизни.

Обидеть художника.
Сегодня на предприятии из 40 художников творческой группы остались 10. Виктор и Татьяна Хазовы, Александр Царегородцев, Юрий Гаранин, Азамат Асанбаев — эти имена хорошо известны истинным ценителям гжели. Это их авторские подписи высматривают они на донышках изделий — как свидетельства подлинной гжели. Именно эти художники и пришли на первый после объявления о банкротстве худсовет объединения, совпавший с визитом в Гжель корреспондента The New Times. Мастера долго расставляли на столах свои изделия, бережно вынимая из коробок хрупкие вазы, скульптуры, сервизы. По их невеселым лицам было видно: в возможность возрождения они верят слабо.
Когда все расселись по местам, Виктор Елизаров, новый генеральный директор ЗАО «Объединение Гжель», выдал свое видение ситуации: «Авторские работы — единственная ниша, в которой наше объединение может существовать и выигрывать конкуренцию с фарфором из Китая. Будем заключать с каждым художником индивидуальный контракт и достойно платить за труд». Команда Елизарова появилась на предприятии прош¬лой осенью. Именно тогда, по словам Елизарова, Логинов продал новым акционерам контрольный пакет акций объединения. Но вскоре выяснилось, что за их спиной Логинов подал заявление о банкротстве. Почему? В темной истории сегодня разбираются налоговая инспекция и областной ОБЭП. А Елизаров с командой разгребают долги (около 300 млн рублей) и пытаются оградить предприятие от банкротства. Но одну из главных жемчужин гжели — производство майолики (цветной керамики) — они уберечь не успели.
«Мне кажется, просто закончилась рабочая смена и скоро начнется другая», — грустно улыбается художница Валентина Чепрасова. С корреспондентом The New Times она беседует в пустующем здании бывшего завода майолики в селе Трошково. Валентина показывает огромные разоренные цеха, остывшие печи, разбросанные гипсовые формы: завод окончательно закрылся в ноябре 2008-го. «Обидно. Европейцы из нашей майолики сделали бы настоящий клондайк. А мы тут никому не нужны». Сегодня Валентина арендует крошечную мастерскую на территории завода по договоренности с нынешним владельцем и вместе с подругой выполняет частные заказы. На палитре — знаменитая четырехцветная гамма гжельской майолики: зеленый, желтый, коричневый, синий. Секрет ее притягательности объясняет художница Эльвира Зинонова, подруга Валентины: «Традиционный фарфор слишком холодный, правильный. А майолика — она живая, душевная, народная: что вижу, о том пою». Всё, о чем поют сегодня художницы — смешные деревенские парочки, лохматые львы, райские птицы, — скоро может уйти в историю. «За нами никого нет, — говорит Валентина Чепрасова. — Мы последние из могикан. Слишком сложно производство майолики, а истинных ее ценителей мало». И хотя представитель нынешнего владельца завода Василий Замковой заверил The New Times, что производство майолики будет возрождено, говорить о сроках он отказался.

Сам себе промысел.
Пока объединение погружалось в небытие, местное население выживало по своим рецептам. Сегодня гжель в Раменском районе производят около 10 малых и средних предприятий и сотня мелких артелей. Все они — выходцы из объединения. Именно их Виктор Логинов неустанно обвинял в контрафакте, оценивая ежегодный ущерб от «фальсификаторов» в 100 млн рублей. «Директор внушал всем, что гжель — это только то, что выпускается объединением, — говорит Сергей Алехин, руководитель ООО «Звезда Гжели». — Но ведь все мы работаем на одном и том же сырье, обжигаем изделия тем же газом, пишем теми же красками. В чем тут подделка?» На предприятии Сергея Алехина сегодня работают около 30 человек. Многих он переманил из объединения. Это было нетрудно: у Алехина всегда тепло и платят вовремя. Средняя зарплата — 25 тыс. рублей, а лучшие живописцы получают по 35 тыс. Раз в год все художницы проходят 10-дневный курс массажа спины за счет предприятия: остеохондроз — главная болезнь гжельских живописцев. «Самое важное для меня — не деньги, а чтобы людям было хорошо», — поясняет Алехин. Он по себе знает, что такое работать в холоде и без зарплаты. В 2000 году Сергей окончательно расстался с объединением и начал свое дело. Нашел собственный фирменный стиль — голубую «волну» по краю изделия — и часами высматривал оптовых покупателей у сувенирных магазинов, предлагая им свою продукцию.
Сегодня работы «Звезды Гжели» продаются от Мурманска до Сахалина. А однажды японский ценитель фарфора увидел изделия Алехина на Арбате и с тех пор в своем магазине в пригороде Токио продает только их. Признание японцев для Сергея Алехина важнее, чем вердикт госкомиссии из Москвы, которую нужно ежегодно проходить, чтобы подтвердить свою принадлежность к народно-художественным промыслам РФ. Этот статус дает льготы на оплату услуг ЖКХ и освобождает от НДС. Но посчитав, что на банкет и подарки членам комиссии уйдет не меньше 70 тыс. рублей, Алехин решил, что статус — это не главное. В конце концов, гжель — она уже 670 лет одна на всех. А это значит, что ее будущее вряд ли определят чиновники из Москвы: она сама проложит себе дорогу.
http://newtimes.ru/articles/detail/2810/

- Даа… - только и смог сказать Ватсон, прочитав статью. - Это и есть – правда? Значит…
- Правда, как всегда, где-то посередине. И определяется на основании личного опыта. Я считаю, нам надо поехать и самим разобраться, в каком состоянии находится этот прекрасный промысел. И побыстрее, пока еще хоть что-то осталось – Холмс, казалось, что-то задумал. – Кстати, Ватсон, что Вы там записали в свою записную книжку в самом начале?
- Ой, я, кажется, тут букву перепутал, - Ватсон смущенно протянул книжку Холмсу. Там было написано:
"ДЕЛО-ГОЛУБЫЕ ЧАЙНЫЕ ПРЕДМЕТЫ".
- Нет, все правильно, - улыбнулся Холмс, возвращая книжку Ватсону. – Просто зачеркните "чайные". Пусть так и называется:
"ДЕЛО: ГОЛУБЫЕ ПРЕДМЕТЫ"…

 

Описание тайника

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться