Описание окружающей местности

Статьи по ООПТ - Уникальное наследие России - Пороги 
  Р. Л. Каюмова // Природное и культурное наследие Урала: Материалы III региональной науч.-практич. конф. Челябинск, 2005. С. 67-69

  Саткинский район является наследником редких и уникальных объектов природы и истории. Наш район своеобразный рекордсмен под рубрикой "самый-самый..." в нем сконцентрировано: самое большое количество памятников природы, находится самое высокогорное в области озеро Зюраткуль, на территории района расположен самый большой пещерный "город" на р. Ай вблизи д. Сикияз-Тамак. Визитной карточкой района является памятник истории, науки и техники действующий музей - завод Пороги. Он является первым заводом в России по производству ферросплавов, с единственной в мире плотиной из дикого камня, оснащенный передовой индустрией Европы начала XX века.
  В августе 1993 года комитет ЮНЕСКО проводил отбор достопримечательностей для придания им статуса памятников мирового значения. 25 стран представили свои списки, в том числе Россия - 15. В результате довольно жесткого отбора, из 15 российских объектов комитет оставил только три, в том числе и Пороги. Этот, затерявшийся в лесах и горах поселок на реке Сатка найдешь далеко не на каждой карте. А между тем это местечко в горной глухомани когда-то было известно во всем мире.
  В конце 19 - начале 20 века промышленность России переживала большой подъём. В стране появилась потребность в высококачественном металле, для производства которого необходимы были ферросплавы. В то время в России отсутствовало производство ферросплавов. Необходимые для отечественной металлургии ферросплавы Россия вынуждена была поставлять из-за границы за большие деньги. Наиболее эффективным способом выплавки ферросплавов в то время являлся способ электрометрии, то есть процесс преобразования электрической энергии в тепловую. Самую дешевую энергию можно было получить при использовании энергии падающей воды. Глухой таежный уголок на реке Большая Сатка полностью соответствовал для строительства гидроэлектростанции и завода по производству ферросплавов. Эту местность облюбовал горный инженер Александр Филиппович Шуппе, с этой целью он произвел исследования русла реки Большая Сатка. Все было под рукой - огромные залежи кварцитов хромистых железняков - исходного сырья для выплавки ферросилиция и феррохрома, лесные массивы для выжига древесного угля и горная река. 29 сентября 1905 г. А.Ф. Шуппе подал прошение на имя министра финансов об отдаче ему участка казенной земли площадью 50 десятин на левом берегу реки Большой Сатки сроком на 99 лет под строительство завода. Разрешение было вскоре получено и с 1906 года начато проектирование гидроузла и заводского комплекса. Эту работу выполнил Борис Александрович Бахметьев - российский инженер-гидравлик, профессор Колумбийского университета, посол временного правительства в США.
  В 1908 году образуется фирма "Уральское электрометаллургическое товарищество графа А. А. Мордвинова и графини Е. А. Мордвиновой, барона Ф. Т. Роппа и И. Ф. Шуппе". На средства этого товарищества началось строительство заводского комплекса.
  Заводской комплекс состоял из плотины, электростанции, электроплавильного цеха, машинного зала и отделения для подготовки шихты и электродов. Кроме этого в комплекс входили заводская химическая лаборатория, кладовая, конюшня, кузня.
  Порожская плотина, наверняка единственная в мировой практике возведена путем кладки из дикого камня (песчаника). Кладка представляет собой крупные обработанные камни и плиты, связкой между которой служила глина, цемент. Плотина имеет форму дуги. Ее высота -21м, длина по гребню - 125 м. Ширина по подошве - 12,5 м, по гребню - 4,2 м. Рядом с плотиной реку пересёк мост, выложенный из бетонных плит и установленный на сварных металлических опорах. На строительстве плотины работали 40 квалифицированных каменщиков из Пскова, до 300 мастеровых, около 1000 конных подвод.
  Заводской комплекс был оснащен разнообразными механизмами, машинами и агрегатами из Германии, Англии, Австрии, и других стран. Так например в помещении машинного зала две гидротурбины немецкой фирмы "Бригель Хансен и Ко" из города Гота 1909 г. Здесь же был установлен мостовой кран, грузоподъемностью 5 тонн, он был изготовлен на заводе г. Москвы фирмы "Альфред Гутман".
  В плавильном цехе электроплавка велась в дуговых печах "Эру" из Франции. На заводе были установлены и использовались другие механизмы как отечественного так и зарубежного производства. 12 июля 1910 года заводские печи выдали свою первую продукцию, а улица Порогов и жилые дома были освящены электрическими лампочками, которые в то время считались роскошью.
  За первые полгода со дня пуска завода Пороги было выплавлено 533, 2 тонны ферросилиция и 206 тонн феррохрома. Благодаря выпуску ферросплавов на Порожском заводе Россия покончила с иностранной зависимостью. Владельцы завода на основе полученного опыта на Порогах хотели построить аналогичный, но более мощный завод на реке Ай в районе деревни Нижние Лопасы. Первая мировая война и последующие за ней октябрьские события 1917 года помешали воплощению этих замыслов. Для Порогов тоже начинается новый, советский период жизни. Пороги вошли в состав Южно-Уральского горонозаводского треста, а затем в объединение "Востоксаль". В 1928 году комплекс Пороги был передан Саткинскому металлургическому заводу, продолжая производить ферросплавы. До 1931 года Пороги являясь единственным заводом по выплавке ферросплавов, не мог обеспечивать потребности быстро развивающейся металлургии государства. Именно тогда было принято решение о строительстве завода ферросплавов в городе Челябинске. 25 июля 1931 г. был введен в строй Челябинский электрометаллургический комбинат. Завод Пороги не прекращал выпуск ферросплавов до 60-х годов, пока его не перевели на другие виды продукции. С 1971 года он становится цехом при комбинате "Магнезит" и выпускает качественный периклаз, который идет на изготовление высококачественных огнеупоров.
  За прошедшие десятилетия Россия не раз меняла обличье, сотрясаемое войнами, революциями, "перестройками"... А крохотный Порожский заводик все эти годы не останавливался, производя продукцию, в которой всегда нуждались российские металлурги. В настоящее время гидроэлектростанция работает и дает электричество двум близлежащим поселкам. В чем секрет исторической значимости этого объекта?
  - Это старейшая ГЭС в России, и вполне вероятно в мировой практике, она дала свой первый ток летом 1910 года.
  - На этом заводе были выплавлены первые российские ферросплавы, позволившие избежать иностранной зависимости в этой области и поднять уровень качества российской металлургии до требования времени.
  - В течение многих лет завод являлся специальной экспериментальной лабораторией по обработке идей, методов и технологий по выплавке ферросплавов.
  - Агрегаты, механизмы установленные в самом начале XX века, до сегодняшних дней продолжают исправно нести свою службу более 95 лет.
  Значит, мы обязаны сохранить заводской комплекс Пороги как памятник индустриального зодчества техники и науки.
  Пороги начала XXI в. - трехзвездный отель из 17 номеров, танцевальный зал, бильярд, водные мотоциклы, катамараны, каток, горка, коньки - туристический рай для горнолыжников, альпинистов, да и просто любителей уединения. Как некогда гидроэлектростанция и ферросплавный завод вобрали в себя технические достижения Европы начала XX в., так ныне гостиничный комплекс Пороги стал сосредоточением всего, что произвел запад в начале XXI в.: отделочные материалы - немецкие, мебель -итальянская, сантехника - финская, и т.д.
  Сегодня Пороги - зона развивающегося туризма, как экскурсионного, так и спортивного.
  Статья написана по материалам из фонда Саткинского краеведческого музея.
 Chibilov, 24.06.2007

Взято отсюда:
http://www.redbook.ru/article676.html

Описание тайника

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться