Описание окружающей местности

                   История Запорожской Сечи       Степная местность ниже днепровских порогов издавна зовётся Запорожьем. Именно здесь, на границе леса и дикой степи, на стыке славянского осёдлого постоянства и разгульной жизни кочевников, зародилось и окрепло запорожское казачество.       Согласно наиболее распространённой исторической версии возникновения казачества, усиление феодального гнёта в XV-XVI вв. привело к бегству крестьян и горожан в незаселённые степные районы среднего течения Днепра — за пороги, где отсутствовала эксплуатация, и лежали неосвоенными огромные площади плодородных земель. Существует также версия о том, что протоказачье население с еще с XI-XII веков расселялось по берегам крупных равнинных рек. Вынужденные постоянно защищаться от кочевников, казаки выжили как воины.       В главном историки сходятся — Запорожские казаки были очень вольнолюбивым и дерзким народом. Стремление казаков к самозащите от набегов татар привело к возникновению казацких крепостей, получивших название Сечей. По мнению исследователей первую из них — Хортицкую Сечь — построил князь Дмитрий Байда Вишневецкий в 1550 году на острове Малая Хортица. В настоящее время остров носит имя Байды.       Сечь представляла собой военное укрепление, внутри которого стояли церковь, хозяйственные постройки и жилые помещения — курени, к которым и приписывались казаки во время сечевых военных сборов.       История казачества — это постоянные войны: с турецким султаном, крымским ханом, шляхетской Польшей. Именно на Запорожской Сечи в 1648 году поднял знамя освободительной войны гетман Богдан Хмельницкий.       По мнению исследователей за всю историю Запорожского казачества существовало 8 сечей, которые располагались в нижнем течении Днепра, за порогами, и существовали от 5 до 40 лет каждая. Всего Запорожская Сечь просуществовала около двух с половиной веков. Никитинская Сечь была расположена на Никитином Роге (рог - угол. укр) или мысе, у правого берега Днепра, ниже Стукалового или Орловского острова, напротив нынешнего города Никополя. Свое название Никитинская Сечь, очевидно, получила от Никитиного Рога, но почему сам рог получил название Никитиного, об этом мы не имеем никаких исторических данных, есть лишь более-менее правдоподобное объяснение: «Какой-то Никита (Мыкыта. укр.), предприимчивый малоросс, соблазнившись рассказами своих побратимов, которые бывали в походах против крымских татар, наслушавшись о приволье Днепра, богатого рыбой и разной дичью, от оленя до дикой лошади и пугливого зайца, которые плодились на его многочисленных островах, а может и сам принимал участие в походах против бусурман, с которыми Украина издавна вела войны. Этот Никита поселился на мысе возле Днепра, который и получил название от его имени - Никитин Рог. Предместье Никополя и теперь имеет название Никитино». Впервые название Никитин Рог мы встречаем у Эриха Лясоти: возвращаясь назад из Базавлуцкой Сечи, Ерих Лясота оставил Никитин Рог по левую сторону и, поднявшись немного выше Рога, ночевал возле небольшого острова. Следующую известие о Никитином Роге и Никитинской Сечи находим у украинского летописца Самовидца: в 1647 году летописец рассказывает, как Богдан Хмельницкий заполучив королевское письмо у своего кума Барабаша, прочитал его казакам, указав им путь на Запорожье, а сам 1 декабря сбежал сначала на остров Бучки, а оттуда на Никитин Рог, где нашел триста человек казаков, переколол вместе с ними польских жолнеров, а затем отправил послов к крымскому хану Ислам-Гирею просить у него помощи против поляков, на что хан дал ему свое полное согласие. Существование Сечи на Никитином Роге подтверждает и польский хронист Дзевович: он говорит, что Никитинская Сечь основана каким-то казаком Федором Линчаем во время восстановления Кодацкой крепости. От Боплана мы узнаем, что крепость Кодак после разрушения ее казаками, польское правительство повторно восстановило в 1638 году, следовательно, годом основание Никитинской Сечи следует считать 1638 год. Во второй половине XVIII в. о существовании Никитинской Сечи вспоминает и князь Митецкий: «Урочище Никитино находится на правом берегу напротив Каменного Затона. При той реке (Подпольной, а теперь Орловской) есть урочище Никитино, где в давние времена были запорожские Сечи. При этом в урочище есть ретраншемент, построенный россиянами в прошлом, во время турецкой войны, где, при том урочище, был оставлен обоз под командой гетманского сына Поповича». Свидетельство князя Митецкого приводит летописец Ригельман, а за ним известные историки Малороссии Бантиш Каменский и Маркевич. Никитинска Сечь освящена пребыванием в ней знаменитого гетмана украинских казаков Богдана Хмельницкого. Это было в самом начале его деятельности, Перед этим Хмельницкого держали заключенным в селе Бужин Чигиринского уезда Киевской губернии и по приказу коронного гетмана Потоцкого должны были казнить как человека, который вероятно стоит во главе народного восстания против польского правительства. Но тогда, когда в Бужин пришел такой грозный приказ, казнить было уже никого: Хмельницкая со своим сыном Тимофеем сбежали в запорожскую Сечь, которая в то время была на Никитином Роге, и прибыл туда 11 декабря 1647 г. Появившись в Сечи, Хмельницкий созвал общий казацкий совет и на совете произнес трогательную речь, которая глубоко запала в сердца запорожцев и подняла их на высокий подвиг освобождения Украины от польского ига: Таким образом, в Никитинский Сечи Богдан Хмельницкий нашел себе пристанище, здесь услышал он первый призыв на защиту всей Украины; здесь увидел он искреннее желание низовых «рыцарей» бороться против пренебрежения веры предков, против осквернения православных храмов, против унижения руской народности; здесь же он, избранный общим военным запорожским советом гетманом всей Украины и кошевым атаманом всего Запорожья, положил начало слиянию Малороссии с Великоросиею в одну политическую целость и в то же время бросил первое зерно панславизма, возможно, сам того не осознавая. Вместе с сосданием Сечи на Никитином Роге в ней была построена и церковь; летописи прошлых веков не сберегли нам указаний, была ли это постоянная или временная церковь. Существование ее в Никитинской Сечи не вызывает никаких сомнений: в 1648 году в ней молился Богдан Хмельницкий после избрания его казаками гетманом и кошевым, а вскоре, разбил поляков под Желтыми Водами и Корсунем. Но Никитинская Сечь, так же, как и Хортицкая, Базавлуцкая и Томаковская, существовала недолго, во всяком случае не дольше 1652 года, когда была основана следующая за ней Чертомлыцкая Сечь. В 1667 году по договору поляков с русскими Никитино уже называлось не Сечью, а перевозом; в 1688 году Никитинская Сечь называлась «пустой», старой запорожской Сечью, которая «была на той стороне». С 1734 года Никитино уже стало селом; в 1753 году в официальных актах оно звалось Никитинской заставой. В то время в Никитинской заставе, кроме коренных жителей, находились и должностные лица Сечи: шафар и подшафарий,10 писарей и подписарий, которые собирали у людей, проезжавших через Никитинскую заставу, деньги, доставляли их в общую военную казну и делали записи об этом в книгах прибылей-расходов. Здесь же была таможня, содержались казаки караулов, пограничный комиссар от московского правительства для рассмотрения споров между запорожцами и татарами. Кроме того, в Никитине жил переводчик, который знал, кроме русского и украинского языков, турецкий и татарский и обеспечивал всех, кто ехал в Крым и дальше за границу, билетами на турецком и татарском языках. После строительства Каховской ГЭС место где находилась Никитинская Сечь оказалось на дне Каховского водохранилища. __________________________________________________________ В описании тайника использовалась информация сайтов: wikimedia.org и История и топография запрожских сечей (укр) Подробнее о рождении запорожской сечи можно прочитать в описании тайника Хортицкая Запоржская Сечь,/br>

Описание тайника

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться