Описание окружающей местности
Утро. Опять холодное и промозглое. Хотя нет!!!! Очень, очень яркое солнышко, но вставать все равно не хочется. Вот еще одна особенность курортного отдыха в Крыму. Редкие кемпинги могут похвастать обогревателями. Ну, оно и понятно, летом-то они к чему? Тепло. Очень короткое лето в Крыму. Меньше трех месяцев. И май это далеко не его начало. А таких безумных майских курортников как мы надо еще поискать. Однако наша «автономка» подразумевает наличие спальников. Потому и ночевки проходят в более менее цивилизованном виде. Снимаешь номер, берешь спальник и накрываешь им свое бренное тело. Тепло!!!
Хозяин кемпинга в Морском долго-долго нам пытался объяснить, как попасть в Поворотное. По всему получается, что посылает он нас на Верхний Шелен. Принес 500-метровку. По карте хозяин чего-то ориентируется плохо. Но основное мы узнали. На Нижний Шелен дорога есть, но очень плохая – «туда лучше не ездите, там только шишиги ходят». А вот на Верхний проезжабельно для его Нивы. Он по той дороге гоняет своих барашков. «Утром выхожу, к двум часам уже там». Вот она история. Прикоснулись, можно сказать. Об этом позже.
Распрощались и, наводя ужас на жителей Морского, поехали покорять вершины. Хотя чего жители Морского не видели в своей жизни. Это село известно еще со времен средневековья и называлось Капсихор. При генуэзцах все окрестные деревни (Приветное –Скутти, Зеленогорье – Арпат, Громовка – Тассили) входили в состав Солдайского консульства, подчиненного Кафе. А летопись свою Морское ведет с IX века, тогда здесь у мыса Ай-Фока возникло поселение святого Фоки. Жители занимались рыболовством и садоводством, и храм решили посвятить – покровителю садоводов и мореплавателей. До сих пор остатки фундамента одного из небольших храмов можно увидеть у мыса Ай-Фока. Это невысокие светлокаменные стены прямоугольного здания с выступающей пятигранной апсидой, ориентированной на восток. В Морском архиепископ Гавриил описывает два монастыря во имя святого пророка Илии. Они, к сожалению, не сохранились, но доподлинно известно местонахождения одного из них, - на вершине горы Каматра, возвышающейся над селом с северной стороны. Сейчас там восстановлен Поклонный Крест в честь 2000-летия Рождества Христова. Кстати, легендарное Кино (группа, а не фильм) родилась именно в Морском. Здесь жарким летом 1981 года два друга Виктор Цой и Леха Рыбин играли местным жителям свои песни.
Дорога к Громовке в приличном состоянии, петляет по очень широкой долине. Повсюду сады, огороды, виноградники. Богатые места. Это отмечал еще П. С. ПАЛЛАС в своей книге «НАБЛЮДЕНИЯ, СДЕЛАННЫЕ ВО ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЮЖНЫМ НАМЕСТНИЧЕСТВАМ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В 1793-1794». Долина Капсихора, богатая садами и виноградниками, с самым приятным положением — около полутора верст от моря, между горами — открывается к бухте, образующей прибрежье между мысом Чобан-кале и горами, выдавшимися в море между этим местом и Кутлаком. Это — бухта, не имеющая подводных скал, очень удобна для рыбной ловли. Ручей Шелен, поблизости которого лежит деревня этого имени, высоко в горах, в девяти верстах от моря, течет мимо Капсихора в море. Богатые татары, жители этих мест, имеют на берегу моря под высотами превосходные поля с огурцами и льном, старательно унаваживаемые и орошаемые. Они пользуются дорогой, переваливающей через горы, доступной арбам, для продажи на рынке Карасубазара зерна и прочих произведений их земель. Крап растет здесь в низинах без посева, и можно было бы разводить и хлопок с большой выгодой. Но вино здесь очень плохое потому, что не обращают внимания на посадку лучших сортов виноградных лоз в садах.
Кстати, вот и расхождение. У Палласа Громовка - это не что иное, как Шелен, а в других источниках это Тасили. Возможно, это опять Крымская топонимика?! Не спеша, вдоль русла Шелена, подходим к точке «невозврата». Налево уходит неприметная дорога, которая и есть верхнешеленский проход. Куда поедем?! Недолго думая, решаем идти по нижнешеленскому. Вроде бы сухо, на небе ни облачка. Попробуем. Еще двадцать минут и мы в Громовке. Здесь уже долина зажата невысокими горами. Шелен – «шелестит» рядышком. Справа хребет Голлер, который является водоразделом с соседней селеопасной долиной Ворона. Слева очень причудливые скалы Хабах (затвор, запирающая), которые как бы запирают до этого широкое ущелье Кара-Кишла в узкую теснину. Все. Дальше уже горы.
Дорога держится справа от Шелена и, постепенно облизывая каждый выступ, поднимается наверх. Представляет она из себя вырезанную в склоне выемку. С каждым метром высота все увеличивается и увеличивается. Слева вырастает прямо-таки потрясающая пропасть. Метров 100-150. Грунт – настоящие бэдленды. Прекрасно видны следы постоянных размывов. Сели здесь не пустой звук. Наконец дорога делает крутой правый поворот и уходит вертикально вверх 44.53,887 34.46,915 . Все. Дальше только в хорошую погоду. Лебедиться абсолютно не к чему. Грунт – глина с вкраплениями камня, очень круто. Глубокой колеи нет и сухо, что позволяет свободно передвигаться вперед. Пару раз были засадные места, связанные с камнями лежащими в базе. Вышли, посмотрели, проехали.
Дальнейшая дорога, ничего кроме как восхищения не вызывает. В меру сложная, но, повторюсь, проходима на стандартном полноприводе без проблем. Зато какие виды!!!!! Слева, через ущелье, громоздятся скалы Тырме-Кая. Умопомрачительная высота. Вниз уходит обрыв, совершенно лысый. А сверху - грозное нависание зыбких круч. Здесь себя, даже со своей техникой, чувствуешь настолько маленьким и незащищенным. Малейшая подвижка грунта, и вся хваленая японская техника в компании с американско-русской отправится проверять законы дядюшки Ньютона… Страшновато. Но величественно. Ничего не скажешь. Места для съемок фильмов – однозначно. Наверное, вышедший сейчас из-за поворота моджахед с осликом впряженным к повозку выглядел бы здесь намного более органично, чем наш внедорожный караван.
Так подумали и внезапно появившиеся вверху на тропе туристы. До них по прямой было метров 500, но разделяло очередное ущелье. Даже невооруженным взглядом было видно, что все, у кого есть фотоаппараты, были заняты фотографированием нас. Правда, скромно?! :-) Потом с того места мы сами смотрели на открывшуюся перспективу 44.54,071 34.46,576. Даааа. Кадры получились отличные. Глубоченное ущелье, по левой стене на высоте метров 200, притулилась маленькая полоска дорожки и там МЫ!!! Может, кто из встреченных туристов прочтет, вышлет?!?!!
Оказалось, что эта та группа, которая встретилась с нами вчера на т/с Ворон, и которые помогали нам найти дорогу к этому перевалу. Вот так встреча. Вообще это какое-то странное место. Потом еще кое-кого повстречали. С этого места начинаются головокружительные серпантины. Поворот, прямик метров 60-100 с подъемом, поворот на 180 градусов и снова короткий прямик. Причем радиусы таковы, что не всегда с первой попытки удается развернуться. Супер. Просто супер. Очень много древних крепид. Это такие подпорки из камня со стороны обрыва. Буквально каждые 100 метров. Причем сделаны они из обычного местного необработанного камня. Уложены таким образом, что внешняя грань, та, которая к обрыву, практически ровная. В одном месте даже заложили микроконтейнер, дабы Вы своими руками смогли убедиться, что ни один камень из кладки даже не шевелится. А ведь это сделано без единого грамма цемента. Колоссальное сооружение. Смело могу ставить нижнешеленскую дорогу в один ряд с «длинными стенами» и римской via military.
Но кто и когда построил такое чудо инженерной мысли? У меня однозначного ответа нет. Слегка покопал в инете - ничего вразумительного не нашел. Одно понятно, что это точно не римская дорога – им нет смысла строить такую широкую. И не современная. Скорее всего, это реконструированная военными инженерами старая татарская дорога, о которой пишет Паллас, и по которой татары совершали путешествия в КарасуБазар. Когда мы спустились в Поворотное, слегка невменяемы житель сообщил, что это построили !!!пленные японцы!! – а почему ни чилийцы???!! А вот Анатолий – ака Боб – сообщил, что это, скорее всего, сделали союзники во время Крымской войны 1854 года. Очень, очень на это похоже. И все же это не дорога для грузовиков. Зато отличный полигон для джиперов.
Последний правый поворот и мега-супере крепида 44.54,462 34. 45,795. Метров 100 длинной и высотой с трех этажный дом и все это над пропастью!!! Потрясающе красивое место. А наверху, практически уже на самом перевале, очень красивый обнаженный гребень, там-то мы и заложили тайник.
Сам перевал – открытая, живописная полянка. В южном направлении открываются отличные панорамы, но мы их увидели не в полной мере. Погода «наконец-то» испортилась и грозила опять разрешиться дождиком. Целый час мы искали место для закладки и, наконец, нашли!!! Пальчики оближешь. В небольшой пещерке на высоте метров трех от земли. Доступ снизу. Просто так и не достанешь. Достаточно экстрЕмально.
Обратная дорога обещала быть легкой. Вроде как вниз идем. Как мы ошибались… Природа моментально изменилась. После сухого и твердого, безлесого южного склона – очень влажный, густой лес, огромное количество ручейков, заросли бука, почти теряющаяся дорога – и весь этот ядерный коктейль в условиях дефицита времени и начинающегося дождя. Дежа Вю. И упираемся в первую канавку. Непроходим по геометрии, да еще и на выезде огроменный валун. И таких ситуаций у нас будет штук сто.
Очередной ручеек и Элька опять сидит на пузе. И пока лебедочкой оттуда достается, нас догоняют байкеры. Двое ребят и одна девушка. Упакованы по полной программе. Оказывается, они нас уже встречали, когда мы их обгоняли на арабатской стрелке. Вот так встреча. У ребят тоже транскрымское турне с посещением Караби и так далее. Пообщавшись и поделившись водой продолжаем путь вниз.
Байкеры очень быстро скрываются впереди, мы же потихоньку ползем по старой дороге. Местами она выложена огроменными камнями и практически идеально сохранилась. Местами размыта до неузнаваемости. Много крепей. Особенно в местах пересечения с ручьями. Вот такие размытые крепи и будут нашими самыми страшными противниками на всем протяжении пути. А что, вечер перестает быть томным. Порядком уже грязные и мокрые. Немного злые. Толя нас уже ждет на Караби, а нам до Караби как Ниве до Шевролета.
Метров через 500 нас ждут байкеры. «Ребята, у нас тут одному плохо, температура, Вы его к себе не посадите?» Отчего же не посадим. Посадим, даже и чаем напоем, и таблеток дадим, и байк вторым в кузов положим. Давайте. Встретимся внизу. Думается мне, пожалел о том, что он к нам сел минут через пятнадцать. Сначала в очередных говнах сел Сема. Потом не поехал в горку Ден. Потом…. Шесть часов реальной битвы на спуске.
Когда уже силы были на исходе впереди очередной ручей с размытой крепидой, на выезде пенек прямо на траектории и подъем метров сто с глубоченной колеей. И совсем рядышком с этим джипокешинговым беспределом, обалденной красоты водопад, в который я собственно чуть и не загремел. Это все так писать легко. А бились мы в этом месте часа наверное два. А представляете, что испытывал «спасенный» байкер. Его товарищи уже внизу в тепле с пивом, а спасатели в джунглях спасают меня. Вот они прелести джипокешинга.
И в самом конце спуска 44.56,0547 34.45,4618 совершенно размытый брод с огроменными бульниками в фарватере, каждый из которых запросто поставит смертельный приговор любому узлу джипа, а все вместе – «до свидания подвеска». Кое-где подмостили, где-то на брюхе – проползли. И, наконец, 44.56,5387 34.45,0578 финиш – открытая полянка на которой пасутся ко… правильно кони. С такими ….огромными…ну да не будем об этом. :-)Перевал скрывается в облаках. Пивка, радость, объятия, обмен впечатлениями. Спасенный байкер залез на багажник и пытается вызвонить своих товарищей и сообщить, что его спасли. Красивенные скалы Кок-Таш и гора Бурма. Все. Финиш.
Но это был не финиш. Когда до Поворотного осталось метров пятьсот, тракторная колея глубиной с колесо. «и я попал в сети и мне из нее не уйти!» Ну когда же это все кончится???!!! Господи!!!!! Сил уже нет. Симферопольские коллеги нас наверное при встрече не расцелуют, а расстреляют. Время десять вечера. Колея. Этот никакущий местный житель еще ехидно показывает короткую дорогу. Там где днем проезжалось с промером глубин за полчаса, было проехано за пять ходом. Под брюхом, что-то обо что-то громыхает, но уже все равно. Красивое пение местного ансамбля лягушек в обшем-то живописном пруду – на фиг. Все. Теперь точно все. Асфальт. И дорога в Белогорск и на Караби.
Права на редактирование данного тайника принадлежат игроку СкиталецЪ. По всем вопросам обращайтесь в почту в профайле.