Описание окружающей местности
Мюнхенский договор 1938 года, в частности, обязал Чехословакию решить "венгерский вопрос" на части ее территории. Но действия чешских и венгерских политиков успеха не принесли. 2 ноября 1938 года министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп и итальянский министр граф Джан Галеаццо Чиано на так называемом Венском арбитраже вынесли решение о передаче Чехословакией Венгрии значительной части земель, включая нынешнее Закарпатье. Дни маленькой автономии – Карпатской Украины – были сочтены. Ее президент Августин Волошин изо всех сил пытался спасти положение. Он обращался за помощью к чехам и немцам, но получил отказ. Карпатская Украина провозгласила независимость, создала свою национальную армию – Карпатскую Сечь, но все напрасно. Венгерские войска с боями вошли в страну. Весной 1939 года Карпатская Украина была оккупирована и аннексирована Венгрией. Оставшихся в живых "сечевиков" ловили и расстреливали без суда. Общественная жизнь остановилась, политические организации были распущены, их членов преследовали. Германия подчеркивала, что фактически "отдала" Карпатскую Украину венграм, то есть, не имела на эту территорию собственных притязаний, а стало быть, не хотела конфликта с СССР. Сталин легко принял этот аргумент гитлеровских политиков и на XVIII съезде ВКП(б) защищал Гитлера, доказывая аудитории, что никаких оснований для противостояния СССР и Германии нет.
Теперь Венгрия в Карпатах соседствовала с Польшей, а о чехословацко-польской границе напоминали только каменные столбики с буквами "P" и "CS", которые и сегодня можно встретить на хребтах и перевалах. Впрочем, и это соседство длилось недолго. В сентябре 1939 года Германия и СССР с двух сторон вторглись в Польшу и фактически стерли независимое польское государство с европейской карты. 6-я армия РККА заняла Львов, польская Галиция вошла в состав советской Украины. Граница в Карпатах прошла между Венгрией и СССР.
Регент Венгерского королевства адмирал Миклош Хорти проводил сложную политику, основанную на системе лавирования, договоров и уступок. Но в 1941 году Венгрия окончательно сделала выбор в пользу сотрудничества с Гитлером. Премьер-министр и одновременно министр иностранных дел Венгрии Пал Телеки покончил жизнь самоубийством, не видя никакой возможности предотвратить втягивание своей страны в европейскую войну. Немцы нажимали на Хорти, принуждая его скорее включиться в военные действия. 26 июня 1941 года появившиеся неизвестно откуда над городом Кошице три бомбардировщика без опознавательных знаков сбросили на город около тридцати фугасных бомб. Руководство Венгрии сделало поспешный вывод, что это провокация со стороны СССР. Венгрия объявила Советскому Союзу войну.
Такова предыстория создания "линии Арпада". Я решил рассказать ее вам, чтобы вы лучше представляли обстановку тех времен.
К 1943-44 годам ситуация на восточном фронте для Германии и ее союзников складывалась не лучшим образом. В Карпатах немцы и венгры выстроили более 600 км линии укреплений, чтобы остановить войска 4-го Украинского фронта. Ущелья и просто узкие места в долинах, особенно вблизи населенных пунктов, были буквально изрыты окопами. На крутых склонах под прикрытием листвы и хвои сооружались сотни железобетонных и деревянных огневых точек, бункеров, бомбоубежищ, пунктов связи и прочих укреплений. С этих позиций долины хорошо просматривались и простреливались. В низинах рядами устанавливали железобетонные противотанковые сооружения (сегодня они выглядят как вросшие в землю пирамиды, покрытые травой и мхом). Линия Арпада (по имени древнего венгерского князя) не была сплошной; скорее, она представляла из себя совокупность укреплений. Иные современные туроператоры пафосно рассуждают о "неприступной карпатской крепости" и сравнивают линию Арпада с линией Маннергейма, но в реальности все эти ДОТы, ДЗОТы и прочие укрепления использовались гораздо меньше, чем на них рассчитывали гитлеровцы. Советские войска были хорошо информированы о том, что их ждет в Карпатах. Как же русским удалось прорвать линию Арпада? Мощные долговременные укрепления были сооружены "кустами". Они прикрывали, главным образом, долины. Склоны и вершины Карпат противник считал достаточно неприступными, чтобы оставить там для отражения возможной атаки лишь незначительную часть боеспособных войск. Так пал Керешмезе (сейчас Ясиня), один из главных опорных пунктов врага. Керешмезе располагался на стратегически важной дороге, разрезавшей Главный Карпатский хребет в меридиональном направлении. Советские войска совершили трудный обходной маневр прямо через хребет Свидовец, подавив сопротивление противника. Перед тем замаячила перспектива попасть в окружение. Потеряв две трети личного состава, 1-я немецкая пехотная дивизия и горнострелковая венгерская бригада стали отходить. 28 сентября 1944 года Керешмезе был взят.
Фронт покатился дальше, а укрепленная линия осталась. Куда, в самом деле, можно деть огромные железобетонные блоки? Да и километры вырытых окопов в катушку не смотаешь. Только ветер и вода потихоньку делали свое дело. Да лес подступал, окружал, прятал остатки. Металлические части давно отодрали и унесли местные жители. В хозяйстве пригодится. В 2010 году под Колочавой восстановили четыре бункера. Расчистили, выровняли подходы к ним. Врезали замки. Внутри складировали реквизит Второй Мировой, который специально для этой цели выкупали у местного населения, любителей побродить по лесам. Получился маленький музейный маршрут. Мы не ходили, не довелось. Но, думается, у этих "музейных" бункеров хорошая перспектива. И еще у тех, которые относительно раскручены в интернете. Остальное – заброшенный памятник.
Фрагменты линии Арпада можно найти много где в современном Закарпатье. Мы решили показать вам очень скромный кусочек недалеко от дороги между селениями Усть-Чорна и Руська Мокра в Тячевском районе.
Интересный исторический момент. Почти во всех материалах о линии Арпада рассказывается, что укрепления были возведены венграми и немцами как оборонительная линия против наступавших советских войск. Мол, требовалось создать надежную оборону в кратчайшие сроки и малыми средствами. Мне сразу как-то не поверилось, что 600 км укреплений могут быть выстроены "малыми средствами" и "в кратчайшие сроки". Исторически сложилось так, что фронт достиг линии Арпада осенью 1944 года, и потому во многих источниках само строительство линии связывалось с этим периодом войны. Вернее всего, венгры начали строительство линии Арпада не во время отступления, но гораздо раньше – еще накануне объявления войны во исполнение (как рассказывается в одном из исторических источников) обещания Миклоша Хорти Адольфу Гитлеру обеспечить надежный плацдарм в "подаренном" немцами Закарпатье. Будто бы даже рейхсмаршал Геринг прилетал посмотреть, как Хорти выполнил свое обещание. А в 1943-1944 годах линия достраивалась и дополнительно укреплялась в преддверии боев с наступавшей советской армией.
Некоторые интересные ссылки:
- Воспоминания маршала А.Гречко "Через Карпаты"
- Общая информация о линии Арпада и детальный рассказ о некоторых объектах
- Интересная и полезная информация о с.Усть-Чорна
- Бомбежка Кошице 26 июня 1941 года
- Костры ночных Карпат (Операция "Теребля"-1)
- В Закарпатье восстановили четыре бункера Линии Арпада
- Восточно-Карпатская наступательная операция
- "Карпатская Украина" 1938-1939 гг.
В Усть-Чорне советую сходить к водопаду (N 48° 19.390' E 23° 55.948'). Мы не нашли возможности сделать там традиционный тайник (кончилось все тем, что при попытке подыскать хорошее место я провалился в замаскированный крапивой каменный колодец). Возможно, тайник тут и не нужен. Для любителей фортификаций и истории – этот кеш ("Линия Арпада"). Для тех, кому любопытна история узкоколейной железной дороги, до 90-х годов прошлого века бывшей неотъемлемой частью этого края, создан тайник Uzkokolejka Ust Corna - Narrow gaugeline Ust Corna, там есть полноразмерный контейнер с призами для геокешеров. Во время нашего путешествия мы отыскали, починили и наполнили его сувенирами. Приезжайте. В Усть-Чорне есть много мест, чтобы провести ночь или даже несколько дней (окружающая природа и всякие интересности того стоят). Мы останавливались в гостевом домике у Василя на бывшей турбазе "Ялынка" (N 48° 20.027' E 23° 55.388'). А для тех, кого судьба занесет в Колочаву, совет – не пройдите мимо укреплений линии Арпада. Начать можно у большого щита – плана укреплений (N 48° 25.429' E 23° 41.566'). Кроме того, в Колочаве есть тайник, посвященный Колочаве в целом и линии Арпада в частности (Kolocava), а также созданный нами недавно тайник "Боркут" у знаменитого минерального источника.
Несмотря на то, что название тайника (как можно представить) охватывает всю линию укреплений Арпада, отдельные ее фрагменты обладают исторической ценностью и могут быть самостоятельными объектами внимания путешественников. Как автор тайника я не имею никаких возражений против создания новых тайников, посвященных разным участкам линии Арпада. Особенно если будущие авторы таких тайников поднимут неизвестные мне исторические материалы и познакомят с ними читателей.