Описание окружающей местности

ВНИМАНИЕ! Музей переехал, координаты заменены на актуальные. Но описание я оставляю без изменений, чтобы сохранить информацию о том, как здесь всё было раньше.

Центральный музей Октябрьской железной дороги в Санкт-Петербурге, тогда Ленинграде, был основан в 1978 году по инициативе бывшего начальника дороги, Героя социалистического труда В.В. Чубарова. Первоначально музей располагался на Литейном, д. 62. В 2002 году музей переехал на набережную Обводного канала, 114. Рядом, на путях бывшего Варшавского вокзала, расположился один из филиалов музея – Музей железнодорожной техники.

Экспозиция музея собрала множество любопытных, а зачастую и раритетных экземпляров подвижного состава – паровозы, тепловозы, электровозы, мотрисы, вагоны. Экспонаты находятся (по крайней мере, внешне) в отличном состоянии, и создаётся такое ощущение, что они лишь на минутку заехали в музей, а сейчас передохнут, разведут пары, поднимут токоприёмники, запустят дизеля и снова выйдут на маршрут. По экспонатам музея интересно изучать историю железнодорожной техники, открывать для себя новые технические и исторические факты, удивляться разнообразию конструкторских решений.

Но жемчужиной коллекции музея является, несомненно, боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК), по военной классификации – изделие 15П961 "Молодец", а в просторечии – "ракетный поезд". Долгое время "ракетные поезда" были овеянной легендами тайной, порой почитались за небылицу – виданное ли дело, ядерную ракету из вагона запускать! А сейчас один из таких поездов доступен для осмотра всеми желающими. И это не макет и не реконструкция, это самый настоящий БЖРК, ещё не так давно стоявший на боевом дежурстве и спасённый руководством музея от печальной участи металлолома, вот только сама ракета, естественно, заменена на муляж. Внутри командного вагона тоже почти всё сохранилось в неизменном виде, причём включается и работает: горит освещение, светятся табло, перемигиваются лампочки на пультах; демонтированы лишь совсекретные аппараты и блоки.

БЖРК – это полностью автономный мобильный пусковой комплекс межконтинентальных баллистических ракет РТ-23УТТХ (по классификации НАТО – СС-24 "Скальпель") с ядерными головными частями. История создания этого уникального комплекса началась в далёком 1969 году, когда Министерством оборонной промышленности СССР был издан приказ "О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23". Ведение работ по проекту было поручено КБ "Южное" под руководством Янгеля.

История создания БЖРК и ракеты РТ-23 была долгой и непростой. Изначально ракета РТ-23 разрабатывалась с моноблочной (не разделяемой) головной частью, но в 1979 году было принято постановление о разработке РТ-23 с разделяющимися головными частями, причём одновременно велись разработки по вариантам ракет шахтного и железнодорожного базирования. В итоге, в 10 февраля 1983 года было принято решение Совмина ракеты РТ-23 железнодорожного базирования принять в опытную эксплуатацию, а шахтный вариант на вооружение не принимать.

Однако, к этому моменту в КБЮ был закончен эскизный проект усовершенствованного варианта ракеты, получившей название РТ-23УТТХ. Она оснащалась головной частью типа MIRV с десятью разделяемыми боевыми блоками индивидуального наведения и системой преодоления противоракетной обороны. 9 августа 1983 года Совмин принял решение о создании трёх типов пусковых комплексов с этой ракетой – шахтного, железнодорожного и грунтового мобильного на автомобильном шасси. Сразу стоит заметить, что третий вариант комплекса, получивший кодовое имя "Целина", в свет не вышел – слишком тяжела для него оказалась ракета, слишком громоздок тягач.

Да и с железнодорожным базированием далеко не всё было гладко, для его реализации пришлось применить нестандартные конструкторские решения. Например, ракета при заданных характеристиках никак не помещалась в габарит стандартного железнодорожного вагона, и для решения этой задачи сопло и головной обтекатель ракеты были сделаны раздвижными. Пусковой вагон с ракетой оказались чрезвычайно тяжёлыми, более 200 тонн, и чтобы снизить нагрузку на железнодорожное полотно, в поезде была применена разгрузочная конструкция, частично переносящая вес пусковой установки на два соседних вагона. Однако, даже с учётом этого, БЖРК создавал очень высокую нагрузку на железнодорожный путь, и в итоге в СССР была проведена масштабная реконструкция железнодорожной сети – на предполагаемых маршрутах патрулирования БЖРК были усилены насыпи, уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные. Так что обновлением железных дорог нашей страны и плавным ходом по ним пассажирских экспрессов мы во многом обязаны ракетным поездам!

Ракета РТ-23УТТХ имела холодный (миномётный) старт из транспортно-пускового контейнера (ТПК), в котором она хранилась внутри пускового вагона. Пуск происходил следующим образом. Поезд останавливался, выдвигались опоры-домкраты. Открывалась, подобно крышке сундука, распашная крыша вагона, ТПК с ракетой приводился в вертикальное положение. Затем наддувом раскладывался головной обтекатель, и с помощью аккумуляторов давления ракета выбрасывалась из ТПК. Специальный дополнительный реактивный двигатель наклонял ракету в сторону, чтобы мощная струя раскалённых газов из сопла не повредила поезд и железнодорожное полотно. После этого включался маршевый двигатель первой ступени, и ракета устремлялась к цели.

…В октябре 1987 года первый БЖРК встал на боевое дежурство. Впоследствии группировка БЖРК на боевом дежурстве достигла 12 поездов. Внешне поезд был практически неотличим от обычного железнодорожного состава с вагонами-рефрижераторами, что обеспечивало его скрытное перемещение. БЖРК был полностью автономен: был оборудован системами энерго- и жизнеобеспечения, имел в своём составе командный пункт, вагоны обеспечения, места для работы и отдыха личного состава и мог произвести запуск ракет в любой момент, из любой точки маршрута. Локомотив и вагоны могли противостоять поражающим факторам ядерного и химического оружия, были оборудованы шлюзами с гермодверями и системой фильтровентиляции. В целях проверки живучести БЖРК было произведено весьма серьёзное испытание: всего 600 метрах от поезда был взорван обычный (неядерный) заряд чудовищной мощности - 0,9 килотонн. В локомотиве выбило стёкла, с вагонов сорвало обшивку, но поезд не только не опрокинулся, а сразу после взрыва произвёл успешный учебный пуск ракеты и покинул место запуска своим ходом!

Но для чего же всё-таки был нужен БЖРК, почему столько сил и средств было положено на его выход в свет? Дело в том, что места дисклокации стратегических ракет традиционного, шахтного базирования рано или поздно становятся известны вероятному противнику, а растущая точность наведения ракет повышает вероятность уничтожения противником наших ракетных шахт упреждающим ударом. Поэтому нужны были пусковые установки,  которые непрерывно перемещаются, не могут быть вычислены вероятным противником, и при этом постоянно готовы не только произвести пуск, но и быстро покинуть место старта, чтобы выйти из-под ответного удара. Эту роль и выполнил БЖРК. Неотличимый внешне от обычных поездов, растворившийся на бескрайних километрах отечественной железнодорожной сети среди тысяч и тысяч других составов, он практически не мог быть отслежен никакими средствами разведки, но в любой момент был способен остановиться, в считанные минуты произвести пуск и снова исчезнуть на российских просторах. Представьте только, как это выглядело для потенциального противника:

Двенадцать поездов. В каждом поезде - три ракеты. В каждой ракете –  десять боевых блоков с ядерными зарядами. В каждом боевом блоке - двадцать пять Хиросим. И где всё это сейчас ездит - неизвестно. Но к пуску готово в любой момент.

Какой агрессор решится нанести удар по стране, обладающей таким оружием?!

Увы, всеобщий развал в стране и в вооружённых силах не пощадил и эти уникальные поезда. В 1991 году БЖРК встали на прикол на стационарных позициях, что сделало их полностью уязвимыми и практически бесполезными. В 2003-2007 годах ракетные поезда пошли под нож. Уцелевший благодаря работникам музея фрагмент одного БЖРК (один локомотив и три вагона) мы можем наблюдать здесь, в музее.

При составлении текста описания частично использована информация из следующих источников:
1. Страница Центрального музея Октябрьской железной дороги в интернете.
2. Широкорад А.Б. "Энциклопедия отечественного ракетного оружия."

Описание тайника

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться