Описание окружающей местности
13 июля в библиотеке посёлка Солнечное открывается выставка графики В. А. Гиппиус «Дни тепла и света».
Вера Александровна Гиппиус – профессиональный художник, с 1938 по 1964 год работавшая в Ленинградском Худфонде.
Более 50 лет (с 1952 по 2006 гг.) Вера Александровна снимала дачу в Солнечном. Многие жители Солнечного и постоянные дачники знали Веру Александровну и часто заставали её на берегу моря, на поле, во дворе у дома с альбомом и мелками. Большая часть рисунков, хранящихся в семье Веры Александровны, была создана именно здесь.
*****
Вера Александровна происходит из семьи Гиппиус, известной именами Владимира Васильевича, директора Тенишевского училища, учителя Мандельштама и Набокова, и Василия Васильевича, блестящего литературоведа, родных братьев отца художницы Александра Васильевича Гиппиуса. К роду Гиппиусов принадлежит и поэтесса Зинаида Николаевна Гиппиус, генеалогически приходящаяся Вере Александровне троюродной теткой.
Александр Васильевич со студенческих лет дружил с А.А. Блоком, высоко ценил искусство и мечтал видеть своих дочерей Наталью, Татьяну и Веру художниками. Он сам был их первым учителем рисования. Спасаясь от голода в 1918 году сёстры вместе с матерью уезжают в Красноярский край, а оттуда, по приглашению дяди, Василия Васильевича, получившего кафедру в Пермском университете, в 1924 году вся семья переезжает в Пермь. Сестры учатся в Пермском художественном техникуме.
В 1932 году Вера Александровна переезжает Ленинград и работает художником в Театре Красной армии. Вскоре театр даёт ей направление в Академию Художеств. В 1933 году она выходит замуж за студента Академии, молодого художника Виктора Ивановича Выборнова. Война разделяет семью Веры Александровны: в 1941 году её муж отправляется на фронт, а она сама вместе с сыном Виктором и дочерью Марианной эвакуируется в село Покровское Свердловской области. В эвакуации Вера Александровна узнаёт о гибели мужа, убитого в первые дни войны под Кандалакшей.
Ещё до конца войны, в 1944 году, Вера Александровна с детьми возвращается в Ленинград и возобновляет работу в Худфонде. Она выполняет заказы по оформлению выставок в Этнографическом музее, Кунсткамере, музее Ломоносова, музее Ленина и других музеях.
В 1947 году Вера Александровна вновь выходит замуж – за Михаила Руфимовича Габе, известного ленинградского скульптора (одна из его работ – барельеф в вестибюле станции метро «Выборгская»). В этом же году у супругов рождается дочь Анна.
В 1952 году семья Веры Александровны начинает снимать дачу в Солнечном, в доме 3 по улице Мира. В этом доме она будет жить каждое лето до 2006 года. С 1968 г. к летним сезонам присоединяются и зимние, в дачном тресте.
В конце 70-х гг. Михаил Руфимович несколько летних сезонов преподаёт в Доме творчества художников в Переяславле-Залесском. Вера Александровна часто навещает его там и снова, впервые за долгое время выходит на пленэр, делая акварелью наброски полуразрушенных церквей и зелёных пейзажей окрестностей Переяславля-Залесского. С тех пор она уже не оставляет рисования.
Пейзажи Веры Александровны – ветреный день, жаркий день, «отличный серенький денёк» (как любила говорить Вера Александровна, радуясь даже самой непривлекательной летней погоде); золотые шары в саду, куст акации на берегу, залив – всё дышит особым настроением, спокойствием и миром. Натюрморты в характерной дачной манере отражают время: узнаваемые «толстые» литературные журналы вместо подставки, стеклянная банка из-под дефицитного кофе или пластмассовая – из-под сметаны – вместо вазы. Масляная пастель, которая постепенно заменила акварель, усиливает ощущение лёгкости, передает удивительное невесомое и тонкое обаяние графики. Работы разных лет написаны (за исключением некоторых зимних этюдов) в одном времени и пространстве – лето, Солнечное, дача, разговоры на пляже и во дворе, визиты к родственникам – семье сестры Татьяны на той же улице и особым «летним» друзьям, обмен добрыми приветствиями с каждым встречным – один бесконечный, согретый не только солнечным теплом день. «Дни тепла и света» - строчка из стихотворения К.Р., одного из любимых поэтов Веры Александровны, давшая название выставке, созвучна настроению, которое сохранила для нас художница. В ее работах соединились камерность и лирика, традиция и свобода. Но главное в том, что Вера Александровна научилась постигать красоту и счастье в самых простых вещах, а это дар, которым наделён не каждый график и живописец.
Автор текста Е.Камшилова
Приведено в сокращении