Описание окружающей местности
Страница экспедиции на сайте "Там. В России."25 дней
9600 километров
Экспедиция завершена.
Таймыру возвращен статус полуострова.
Следующий текст взят полностью с сайта Общественно-политической газеты Норильского Промышленного Региона - Заполярная Правда.
Автор: Светлана ГУНИНА
Ударили автопробегом
Героями прошлой недели стали четверо москвичей, которые прибыли из столицы в наш город на двух джипах. За 12 дней пути они проехали 4800 километров. Норильчане под впечатлением. Сбылась мечта: наплевать на авиаперевозчиков с их заоблачными тарифами и поехать в отпуск на собственной машине.
В Норильске и раньше ходили легенды о людях, добирающихся до Большой земли на вездеходах. Они грели сердце - не такие уж мы запертые на этой территории. В прошлом году, когда эти же москвичи на своих внедорожниках пробивались в Норильск, горожане тоже следили за их перемещениями. Но, увы, тогда не доехали - сломались. Зато в этом году победа!
Весть о гостях-экстремалах передавалась из уст в уста. Официальной информации сначала не было, но когда власти узнали о необычном визите, пришлось спешно собирать пресс-конференцию. Журналисты встретились с джиперами в музее, где тех знакомили с историей Норильска.
Максим Филин, Дмитрий Беспалов, Даниил Потапов, Александр Фетисов - члены команды «Там, в России». Они уже не первый год путешествуют по стране. Их цель - «рассказать России о России». Идея доехать до Норильска появилась около двух лет назад, когда ребята ездили на полуостров Ямал, в Салехард. Туда тоже летом не добраться на машине, а зимой можно доехать по зимникам. Списались в Интернете с Норильским клубом «ВнедорожникОff», продумали маршрут. Первая попытка состоялась 10 марта прошлого года. Не повезло - под Сургутом одна из машин попала в аварию. Решили, что на «пострадавшем» транспорте по стихийным зимникам в тундру ехать нельзя. В качестве тренировки по ванкорскому зимнику доехали до Игарки. Жили идеей добраться до Норильска целый год: подгадали отпуска, подготовили снаряжение.
На этот раз стартовали раньше, 28 февраля. Ехали двумя экипажами на Toyota Land Cruiser 80 и Toyota Land Cruiser Prado. До Нового Уренгоя добирались относительно «цивилизованными» трассами. В Уренгое местные джиперы учили их ездить по северному снегу, который отличается от снега средней полосы. Там он мокрый, и приёмы езды по нему в Сибири не работают. Целый день ребята тренировались, исколесив все сугробы и обочины в Новом Уренгое. 7 марта стартовали по ванкорскому зимнику. В его начале стоит контрольный пост, который чем-то напоминает границу между государствами. Нужны пропуска, которые не так-то просто достать: «Роснефть» не допускала ранее на зимник частные машины. Зимник напоминает автобан, МКАД, только изо льда. По нему параллельно могут ехать четыре машины, в сутки проходит не одна сотня грузовиков.
С ванкорского зимника свернули на колею, ведущую до реки Большая Хета. Колея - одно название, трактор раз проехал, это был самый дикий участок. Людей там мало, только на буровых. Но внимания на путешественников обращали мало: «Тем, кто там работает, кажется, пусть хоть инопланетяне прилетают, только солярки предложат - и всё». Дальше был зимник на «Факел», где ребят хорошо приняли, подсказали дорогу. Джиперы рассчитывали, что с «Факела» есть трасса напрямую до Дудинки. Оказалось, надо ехать по льду Енисея и Большой Хеты. Это был самый неприятный участок: заструги, скорость - 13-15 километров в час. Колея пробита «Уралами» шире, чем колёса джипов. Так и ехали: то одним боком кверху, то другим. На Енисее путешественников ждал мороз 48 градусов. Начало замерзать всё, что даже не должно было замёрзнуть. Машины стали издавать какие-то звуки. Приходилось греть амортизаторы паяльными лампами. Примерно в 300 километрах на юго-запад от Дудинки состоялась долгожданная встреча с норильскими внедорожниками, которые ехали навстречу. Весь путь от последнего асфальта в Уренгое до первого асфальта в Дудинке занял примерно трое с половиной суток.
Конечно, норильчан интересовала финансовая сторона путешествия. Оказывается, расходы сопоставимы с ценой на авиабилет. Только на топливо для одной машины понадобилось около 20 тысяч, правда, в машине едут двое. Но самое затратное - это подготовка автомобиля, его утепление, установка больших колёс. Кроме того, в каждой машине сняты задние сиденья, на их месте установлено спальное место - горизонтальная полка. Под полом стоит печка на солярке. В каждом джипе - газовая плита, запас продуктов (в основном пельмени). Ребята своими «железными конями» занимаются круглогодично, поэтому им не пришлось оборудовать машины с нуля.
Интересовало нас и общение в пути с работниками ГИБДД. Гаишники останавливали джиперов лишь дважды: в Кировской области - за то, что сломалась подсветка заднего номера, вторая проверка - на выезде из Дудинки. Наверное, привлекли внимание московские номера.
Отдельно ребята предупредили своих возможных последователей: проделанный ими путь всё-таки не то же самое, что доехать до Дудинки по асфальту. К такому путешествию надо заранее подготовиться. Нельзя ехать одной машиной, минимум - двумя экипажами. Иначе может возникнуть много работы у МЧС. Нужно быть готовым к тому, что при пурге придётся несколько дней отсиживаться в машине, а значит, нужен НЗ продуктов, топлива. Необходим с собой и спутниковый телефон, ведь мобильной связи в тундре нет. Должна быть и группа поддержки в городе, которая в случае чего поднимет на ноги спасслужбы.
В подарок власти города, а именно депутат Леонид Соломаха, вручили джиперам флаг Норильска. «Жалко, что только один подарили. Он у вас очень красивый», - отметили путешественники. Сейчас ребята на пути домой. Так же, своим ходом.
Описание тайника
Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться