Описание окружающей местности
В архитектуре Петербурга, достаточно часто используется финский розовый гранит «Рапакиви» Из него созданы почти все набережные. Так же, из розового гранита создавались колонны для известных элементов архитектурного облика Петербурга. Александровская колонна на Дворцовой площади, колонны Исаакиевского и Казанского собора.
Для строительных нужд Санкт-Петербурга, его начали добывать еще в первой половине 18-го века, но серьезный масштаб добычи этого камня приходится на вторую половину 18-го столетия и далее, когда при Екатерине Второй, было принято решение облицевать набережные рек и каналов города «диким («морским») камнем»
На территории современной Финляндии и Выборгского района Ленобласти, были созданы специальные гранитные разработки, морская транспортная доступность позволяла транспортировать прямо от месторождения к объекту строительства. Руководили гранитными разработками специально обученные купцы Суханов и Шихин. Их бригады старательно вытачивали буроклиновым методом из гранитного монолита изящные ровные колонны, которые затем отправлялись морским путем в Петербург, на баржах купца Жербина. Изначально колонны грузили на корабль, но после случаев кораблекрушения из-за существенного перевеса груза, было принято решение строительства специальных барж.
Один из таких случаев произошел около 200 лет назад в бухте Балтиец (ранее: Вилайоенлахи) Корабль затонул, и тяжелые колонны для одного из соборов Петербурга, ушли на дно. Подробностей, к сожалению, сейчас не найти, возможно все было иначе, ведь колонны лежали всего в 50 метрах от берега, и при отливе даже были видны. Не очень вяжется банальное кораблекрушение. Так они и лежали на мелководье, пока около 10 лет назад краеведы не заинтересовались находкой в бухте Балтиец, и в 2020 году эти тяжелые колонны (45 тонн каждая), при содействии выставочного центра Эрмитаж-Выборг, были подняты со дна. После того как колонны были подняты, их отправили в Выборг на площадку у бастиона Панцерлакс. После осмотра были сделаны выводы, что колонны предназначались для внутренней отделки Казанского собора. В каменоломнях колонны обрабатывали вчерновую, их шлифовка осуществлялась уже непосредственно на стройплощадке в Петербурге, поэтому сейчас они выглядят не так, как в соборе.
В настоящее время экспозиция почти завершена. Колонны уложили на опоры, поставили информационные стенды, оформлен навес с останками деревянной баржи, перевозившей эти колонны. Рядом расположили для антуража пару якорей, найденых также в окрестных бухтах.