Описание окружающей местности
В моем окне во весь квартал
Обводный царствует канал.
(Н. Заболоцкий)
Странная водная магистраль... Для меня, родившегося еще в Ленинграде и прожившего здесь несколько десятков лет, Обводный канал всегда казался бессмысленным. Грязные, задымленные выхлопом набережные, мутная вода, в которой вечно плавает какой-то хлам. Множество пешеходных мостов, по которым никто не ходит. Заросший тростником водный аппендикс напротив Лавры, называемый "бассейном". Когда в 90-е было предложение заключить канал в трубу и засыпать, тем самым сделав рекордно широкую транзитную магистраль, я был обеими руками "За". Но не засыпали, напротив, закрыли на 5 лет сквозной проезд.
И вот происходит событие, с одной стороны, безусловно, важное в жизни города, с другой стороны, заставившее меня изучить историю этой артерии, делящей город почти пополам.
Открывается одна из самых оригинальных станций метро в городе: "Обводный канал".
Конечно, в Санкт-Петербурге много красивых станций, даже не буду перечислять. Каждая станция, по-своему тематична и оригинальна, но именно эта заставила пытливый мозг геокешера изучить историю Обводного канала, ибо идея тайника пришла в голову сразу.
Поведую я Вам вначале историю, а потом уж и тайник преподнесу.
Началось все при Екатерине Великой. Город перевалил за Фонтанку, которая долгое время была границей, и приближался к местам дислокации полков: Семеновского и Измайловского. На заставах проверяли документы, и была необходима другая граница, где бы проходил паспортный контроль и досмотр товаров. В 1760-70 года прорыли, так называемый выгонный ров. Он шел только лишь до Лиговского канала (Да! Когда-то Лиговский проспект был Лиговским каналом и тропинка вдоль него некоторыми исследователями считается как первая улица Петербурга).
Второй этап строительства начался при Александре I. Было принято решение прорыть водную транспортную артерию, для грузовых судов от Невы до Залива, минуя дельту реки и центр города. Будем считать это первой объездной трассой нашего города!
Здесь требовались не только тысяча ручных экскаваторов, но еще и инженерная мысль.
Во-первых, требовалась глубина для большегрузов. Во-вторых, требовалось сопряжение с естественными реками дельты: Волковка, Монастырка, Екатеринговка. И в третьих, нужно было "разъехаться" с Лиговским каналом, русло которого проходило выше по уровню. Для решения последней проблемы применили, опять же первую в Санкт-Петербурге, развязку, пустив Лиговкий по акведуку над Обводным. Это интересное сооружение просуществовало почти до половины 20 века, но не будем забегать вперед.
Итак, в 1833 году канал был торжественно открыт. По тем временам это было передовое техническое сооружение. Набережные были укреплены. Построены пристани, перекинуты чугунные мосты, и акведук не забудьте. А еще через 7 лет, вход в канал со стороны Невы расширили, сделав гавань, и прорыли "ковш" (бассейн) для отстаивания судов.
Ко времени открытия Северный берег канала был вполне освоен. Там была инфрасруктура для военных полков, несколько величественных церквей, Лавра. И затем, с момента открытия, начал осваиваться южный берег. Город стал расти на юг.
Прежде всего развивалась промышленность. Даже, если сейчас посмотреть на карту города, то южнее канала все сплошь серые территории. Это промзона. Это в настоящий момент они на 2/3 недействующие. Один "Красный треугольник" чего стоит. А тогда деньги стали вкладывать в передовые технологии. Индустриализация Санкт-Петербурга началась.
Вкладывались и частный капитал, и государство. Пример государства - железнодорожные вокзалы: Варшавский и Балтийский, а также инфраструктуры Николаевкого (Московского) и Царскосельского (Витебского).
Не буду перечислять гигантов индустрии 19 века, вы их скоро увидите сами :-). Скажу лишь, что жизнь кипела, а точнее кишила, ибо район был далеко не респектабельный. В основном возводились кварталы для рабочих, ночлежки, публика была пролетарская, много нищих. По воспоминаниям современников, пахло керосином, газом, благоухали мыловаренный и костеобжигательный заводы, пероидически воздух наполнялся сладким запахом солода из пивзаводов Калинкин и Вена. Все это перемешивалось с запахом навоза, так как грузовые телеги месили все это колесами и копытами. По набережным сновало много женщин, кто-то искал на заводах поденную работу, а кто-то "поночную".
Все это продолжалось до большевистской революции, так как за линию заводов город рос мало.
В 30-годы ХХ века начал застраиваться юг города. Появился Московский район. Набережные Обводного канала укрепили вновь. Перестроили мосты. Засыпали Лиговский канал. Какое-то время еще оставались неразобранными части акведука, но до наших дней они уже не дожили.
Зато и в наши дни над Обводным каналом на участке от впадения Волковки до Борового моста витает дух карельского шамана и раз в десять лет призывает души живых людей к себе. Самоубийства происходят здесь в завидной регуляностью.
А началось все в 1923 году, когда при прокладке теплотрассы рабочие наткнулись на древнее капище: гранитные плиты, стоящие кругом и останки костей. Время было атеистическое: кости свезли на свалку, а из плит сделали поребрики на Лиговском проспекте. Но вскоре здесь начались самоубийства, в том числе и вполне благополучных людей. Это продолжалось до конца 1923 года, а затем внезапно прервалось. В 1933 и 1943 годах все повторилось и повторяется до наших дней каждый год, если он заканчивается на тройку. Еще в 30-годы, исследования архивов дали шокирующий результат:
Оказывается еще задолго до Петербурга, в 1300-е года, во время владычества шведского короля, его войска наткнулись на древнее капище, где устраивались жуткие языческие шабаши с принесением в жертву младенцев. Шведы яростно уничтожили капище вместе с колдуном, но тем не менее колдун успел обрушить проклятие на христианские шведские головы. Слава о страшной силе карельских колдунов гремела по всей Скандинавии, поэтому шведы решились на нехристианский поступок: провести ответный шабаш для усмирение проклятия. Для этого принесли в жертву пять молодых карелок, кровью которых полили плиты. А их кости, вместе с костями колдуна закопали под другой плитой. Все это засыпали землей и место всегда считалось проклятым.
Но в годы советской власти заклинание разрушили, плиты с кровью девушек сейчас где-то на Лиговском проспекте, а дух злого колдуна освободился и каждый 10 лет просит кого-то принести себя в жертву.
Уф!
А причем же здесь станция метро? - спросите Вы. А притом, что для нахождения тайника, Вам придется в нее спуститься, и Вы все увидите своими глазами.