Описание окружающей местности

Каменное зодчество на Вятке зародилось в конце XVII столетия, ввиду дороговизны кирпича оно было в основном культовым. Традиция ориентировать зодчего при сооружении храма на какой-то образец идет еще из средневековья и не означает его точного копирования. В основном заимствование заключалось в типологическом сходстве построек, давая тем самым строителю широкие возможности для проявления своей творческой индивидуальности. При определенном формальном сходстве с «рисунком» или прототипом каждый раз рождался новый образ, который являлся итогом творческого мышления самого «автора». К середине XVIII в. в основных своих чертах сложились специфические особенности «вятского барокко» - местной архитектурной школы, тесно связанной с народными истоками.

Среди многочисленных церквей XVIII столетия вершиной расцвета местной школы зодчества являются:
Николаевская в селе Истобенском Оричевского района (1768),
Ильинская в селе Юрьево Котельничского района (1767— 1774),
Троицкая в селе Макарье (1768—1770, в черте города Кирова),
Троицкая в селе Раменье Куменского района (1770— 1774),
Троицкая в селе Екатерина Котельничского района (1773—1778).

Эти памятники определили самобытный и красочный язык «вятского барокко» - местного архитектурного стиля, вобравшего в себя своеобразно интерпретированные формы столичной архитектуры середины XVIII столетия, старые традиционные мотивы и элементы петербургского зодчества, дополненные новым репертуаром приемов, выработанных на земле Великого Устюга. Перечисленные сооружения были выстроены под руководством «каменных дел мастеров» Никиты и Данилы Горынцевых. От них в большой мере зависело формирование художественного облика здания. Выходец из Устюжского уезда Двинской трети деревни Онисовой черносошный крестьянин Никита Горынцев слыл опытным зодчим, который «...чрез долговременную опытность в постройке и даже сочинении планов приобрел немалое искусство».

Творческий почерк и высокое мастерство отличают постройку Никиты Горынцева - Троицкую церковь в селе Раменье Куменского района. Село, затерянное в лесных просторах, известно с 1660 г. В центре небольшого селения безукоризненно выверенная по своим масштабам церквушка. Архитектурно-художественный наряд церкви скромен, детали убранства не так пластичны и пышны. Большое внимание зодчий уделяет плоскостям стен, в контрасте с которыми тонко моделированная декорировка приобретает особое изящество. Необычные «волнистые» пилястры, членящие первый ярус северного фасада и стены трапезной, не имеют аналогов в вятской архитектуре. По своему происхождению они связаны с формами таких же пилястр на фасадах Сретенско-Преображенской церкви в Великом Устюге (1725-1739) и имеют своим прототипом витые колонки иконостасов, мотивы резьбы которых оказывали существенное влияние на развитие декора культовых сооружений XVIII столетия.

За алтарём заботливыми руками были посажены кедры. Ныне за ними никто не присматривает. А на кованой решётке церковных врат кто-то заботливо прикрепил самодельную табличку с названием церкви и годом её постройки. Всё вокруг заросло лопухом и высокой крапивой. Встретить здесь можно только любопытную ребятню, приезжающую в Раменье на каникулы.

Добраться до села Раменье удобнее по асфальтированной дороге от Нижнеивкино, либо от п. Олимпийский, но там есть 8-километровый участок дороги, где глиняная колея или щебёнка, но в сухую погоду проходимо для любого авто. Общественный транспорт здесь очень редок, по субботам и воскресеньям из Кирова сюда ходит автобус №112, прибытие/убытие в Раменье в 10.15 и в 18.00.

И. В. Берова, научный сотрудник Кировских научно-реставрационных мастерских, статья "Вятское барокко"

Описание тайника

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться