Описание окружающей местности
Этот тайник-прогулка родился во время сбора материала при подготовке очередной экскурсии по Москве. Когда конкретно состоится эта экскурсия и состоится ли она вообще я пока не знаю. Поживём - увидим. Если состоится, то я безусловно об этом сообщу и здесь и на форуме. Если вы любите компанию и живой рассказ, то можете не торопиться брать этот тайник, а попытаться дождаться экскурсии и посетить все описываемые места и взять тайник сообща с остальными геокешерами. Если же вы любите гулять в одиночестве, в тишине и спокойствии изучая каждую достопримечательность, то тогда экскурсию вам лучше не ждать. Делайте распечатку и вперёд.
Этот тайник, также как и «Прогулка по Острову», «Прогулка по московским переулкам», «Прогулка по Швивой Горке», «Прогулка по Ивановской горке» является некоей самостоятельной экскурсией по Москве. Вам предлагается взять распечатку тайника и прогуляться по следам первого механического общественного транспорта в Москве - парового трамвая.
Если вас не интересует поиск тайников, если вы просто хотите прогуляться по московским окраинам и попытаться найти следы минувшего, то навигатор вам совершенно не нужен. Пользуясь описанием вы легко пройдёте весь маршрут. Если же вы непременно хотите найти микрозакладку и вписать там своё имя (и соответственно получить зачёт за взятие тайника), то вот тут навигатор вам и понадобится. Моё описание как всегда совершенно далеко от объективности. Я попытаюсь провести вас по тем местам, которые мне лично показались интересными. Ладно, хватит общего трёпа. Вперёд…
1 шаг. Итак… Сейчас трамвай, как вид транспорта, воспринимается в Москве как анахронизм. Трамвайные маршруты всё время сокращают. А когда-то трамвай был самым современным видом транспорта. Но столь привычный нам электрический трамвай появился не сразу. Сначала была так называемая «конка». Рельсы, вагон, а к вагону приделаны оглобли в которые запряжена лошадь. Но технический прогресс шагал вперёд. И наконец в 1886 году в Москве появился первый «механический» городской транспорт – трамвай на паровой тяге. Этакий трамвайный паровозик. Шёл он от Бутырской заставы (нынешняя площадь Савёловского вокзала) до Петровской (ныне Тимирязевской) академии. Наша с вами задача при помощи машины времени перенестись в прошлое и пройти по следам этого парового трамвая. Ну что же, в путь. Савёловский вокзал. Был построен на площади Бутырской заставы примерно в 1900 году. Поначалу железная дорога до Савёлова была одноколейной. Но примерно в 1937 году была построена вторая колея. Посмотрите на старую фотографию и на современный вокзал. Здание сильно изменилось. Было одноэтажным. И раньше со стороны площади парадного входа не было. Так, захолустный вокзальчик. Правда и сейчас среди всех Московских вокзалов Савёловский вокзал – самый «несерьёзный». Я ещё помню те времена, когда с Савёловского вокзала ходили поезда в Ленинград, правда шли они отсюда намного дольше, чем с Ленинградского вокзала. Лично я из «дальних» поездов ездил отсюда только в Весьегонск (сейчас туда кстати поезда вроде вообще не ходят). Сейчас с Савёловского вокзала поезда дальнего следования не ходят вовсе, только электрички. Так что самое дальнее куда вы сможете отсюда уехать это Савёлово и Дубна. «Несерьёзность» этого вокзала объясняется ещё и тем, что Савёловская дорога была построена последней из девяти сходящихся к Москве железных дорог. Но кстати ещё до её постройки железная дорога через эту площадь уже проходила. Это так называемая «Царская ветка». Именно по ней прибывающие из Санкт-Петербурга царские поезда переводились с Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги на Брестский (ныне Белорусский) вокзал, где был построен специальный павильон для приёма августейших особ. А «Царская» ветка существует и сейчас. И служит всё той же цели – связывает два вокзала. И по ней (через платформы Савёловская и Станколит) идут транзитные электрички с вокзала на вокзал. А как выглядел вокзал до революции можно посмотреть на фотографии №2
2 шаг. С площади Бутырской заставы трамвай шёл по Бутырской улице. Попытаемся и мы отыскать его следы. Итак, идём по Бутырской улице из центра по правой стороне. Проходим примерно полторы троллейбусных остановки (кому лень идти может одну остановку проехать на любом троллейбусе) до места, изображённого на фотографии №3. Ну как? Узнаёте место? Перед вами храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской стрелецкой слободе. Построен аж в 1684 году. Это полковой храм стоявшего здесь Бутырского стрелецкого полка. В 20-е годы храм был закрыт. Верхняя часть колокольни была снесена. А вот нижняя часть сохранилась. И вызывает недоуменные взгляды проезжающих мимо людей. В советское время ходили байки о том, что это и есть вся церковь целиком и не снесли её якобы из-за того, что здесь останавливался на ночлег Наполеон Бонапарт. И якобы французское правительство просило большевиков не сносить этот храм. Однако это всего лишь байка. Наполеон здесь никогда не был. И это всего лишь нижняя часть колокольни. А храм, который вы видите на фотографии правее, между прочим тоже сохранился. Только с Бутырской улицы его не видно. Он находится по другую сторону заводского корпуса. Если у вас хватит терпения обойти весь этот заводской квартал вокруг, то со стороны Большой Новодмитровской улицы вы увидите этот храм в окружении заводских корпусов. Храм вроде как уже возвратили церкви и там даже иногда идут службы. А в остатках колокольни сейчас что-то типа маленькой часовенки. Иногда она бывает открыта и тогда сюда можно зайти поставить свечки. Например с просьбой пройти весь маршрут до конца и нигде не ошибиться.
3 шаг. А мы с вами давайте перейдём на другую сторону Бутырской улицы. Для этого вернёмся метров на двести назад, там есть пешеходный переход. Примерно напротив колокольни перпендикулярно Бутырской улице отходит 4-ый Вятский переулок. Нам туда. Конечно мы с вами чуток откланяемся от маршрута паровичка, ведь он шёл именно по Бутырской улице. Но буквально на десять минут. Пройдём буквально сто метров и окажемся на Вятской улице. Кстати, когда паровой трамвай заменили на электрический, то он продолжал ходить по Бутырской улице до 30-х годов, тогда его перенесли на Вятскую. И многие москвичи помнят, что трамвай 27-го маршрута (наследник паровичка) ходил по Вятской улице до конца 90-х годов. Но я отвлёкся. Итак мы стоим на перекрёстке 4-го Вятского переулка и Вятской улицы. Посмотрим направо. Перед вами заводские корпуса явно дореволюционной постройки. Перед вами знаменитая парфюмерная фабрика «Свобода». До революции в этом квартале было три парфюмерных фабрики : фабрика «Рале и К», анилиновая и содовая фабрика Баденского акционерного общества и фабрика товарищества «Сий и Лоок». После революции три фабрики были объединены в одну и получили название «Свобода». Наверное у каждого из нас дома есть что-нибудь местного производства : мыло, шампунь, зубная паста. Кстати при фабрике есть фирменный магазин. Очень рекомендую зайти и купить хоть что-нибудь. Поверьте, я вовсе не работаю на этой фабрике и это не реклама. Это призыв поддержать отечественного производителя.
4 шаг. А теперь с того же перекрёстка 4-го Вятского переулка и Вятской улицы посмотрим налево. Невдалеке вы увидите здание в стиле «конструктивизм» модном в 20-х и 30-х годах. Это дворец культуры имени Горького, построенный для рабочих фабрики «Свобода» известным и очень модным в те времена архитектором Мельниковым. Он построил несколько дворцов культуры в Москве. Почти все они сохранились. Например ДК им.Русакова. Наверное многие из вас видели в Кривоарбатском переулке дом построенный Мельниковым для себя.
5 шаг. Но мы отвлеклись от века 19-го и временно перенеслись в начало 20-го века. Давайте снова включим в своих навигаторах (или телефонах) функцию машины времени (у кого эта функция не поддерживается, выбросьте свой девайс и купите новый) и снова перенесёмся в конец 19-го века. Для этого снова вернёмся на Бутырскую улицу. Идти нам метров 500-600. На светофоре у большого перекрёстка переходим на ту сторону Бутырской улицы. Остановимся на минутку примерно в том месте, откуда сделана фотография №1. Фотография доказывает, что мы с вами на верном пути. Паровичок проходил именно под этим мостом. Перед нами мост Московско-Виндавской (ныне Рижской) железной дороги.
6 шаг. А дальше будет самая лёгкая и приятная часть нашей прогулки. Катание на паровичке. Правда для того, что проехать именно на паровичке вам опять придётся включить функцию машины времени. Если ваше устройство его не поддерживает, то вам придётся прокатиться на наследнике парового трамвая, трамвае №27. Часть его маршрута уцелела и идёт точно по тем местам где когда-то шёл паровичок. Вот и давайте прокатимся. Для этого надо найти конечную остановку трамвая. По подземному переходу переходим на другую сторону Бутырской улицы, проходим под мостом Виндавской (то бишь Рижской) железной дороги и вдоль улицы идём налево. Примерно через 200 метров вы будете на конечной остановке трамвая. Не забываем купить билет и садимся в трамвай. Смотрим в окно и наслаждаемся поездкой. Вы едете точно по следам паровичка. Чувствуете внутренний трепет? Едем четыре остановки. На остановке «Префектура северного округа» выходим. Прямо перед вами кирпичный дом. А примерно через 200 метров за ним стоит деревянный храм. Нам с вами туда. Храм Святителя Николая у Соломенной Сторожки был построен перед революцией в 1916 году по проекту архитектора Шехтеля. Здесь тогда была расквартирована пешая Тульская дивизия. Именно для неё (а также для многочисленных окрестных дачников, а вокруг были сплошные дачные посёлки) и была построена церковь. На освящении храма кроме самого Шехтеля присутствовала великая княгиня Елизавета Фёдоровна. В 1918 году она была сброшена большевиками в шахту в Алапаевске. В наше время она причислена к лику святых. Священниками в этом храме после революции были Василий Надеждин (скончался в ссылке в Кеми в 1930 году, причислен к лику святых), Владимир Амарцумов (расстрелян на Бутовском полигоне в 1937 году, причислен к лику святых), Михаил Шик (расстрелян в 1937 году), Михаил Славский (погиб в ссылке в 1933 году). Храм был закрыт в 1935 году. Позже он был снесён. Но сохранились фотографии и старые чертежи. В 1997 году храм был отстроен заново по старым чертежам.
7 шаг. Возвращаемся к трамвайной остановке. Но не спешим садится в трамвай. Здесь ещё есть что посмотреть. Перпендикулярно трамвайным путям по Ивановской улице выходим на улицу Тимирязевскую к зданию префектуры (типовое советское здание райкома партии). Обходим его вокруг и выходим к его заднему фасаду. И видим, как из-за забора торчат какие-то странные штуки. Вот о них и поговорим. Вообще перед вами остатки дачного посёлка, возникшего здесь ещё в конце 19-го века. Где-то в нём летом 1908 года жил Маяковский. А участок со статуями прямо перед вами это бывшая мастерская скульптора Вучетича. Он является автором многих известных памятников. Самые известные из них это «Родина-мать» на Мамаевом кургане и «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине». Если пройтись вдоль забора до кое-что можно увидеть даже снаружи. Сначала бросается в глаза огромная голова Ленина. После падения коммунистического режима её на всякий случай укрыли железными листами. Но сбоку она всё рано хорошо видна. А если пойти правее и зайти в переулок, то можно увидеть уменьшенную копию скульптуры «Родина-мать», а также голову этой скульптуры в натуральную величину. Также видны и некоторые другие памятники.
8 шаг. Можете конечно дальше героически топать ногами, но я предлагаю вам снова воспользоваться услугами наследника паровичка – трамвая №27. Возвращаемся на остановку «Префектура северного округа). А дальше смотрите сами ехать или идти. Нам нужно переместиться на две остановки. Ехать всё-таки удобнее. В этом случае садимся около окна с правой стороны. Чтобы вы не слишком расслаблялись будем на ходу искать ответы на вопросы. Следующая остановка «Парк Дубки» или просто «Дубки», могут объявить и так и так. Этот небольшой парк (площадь 18 га) представляет собой сохранившуюся заповедную дубраву. Как она перенесла дачный бум конца 19-го и начала 20-го века и советский период тяжело сказать. Зато теперь это замечательный природный оазис в современных асфальтовых джунглях. Однако этому парку посвящён отдельный тайник "Московский парк "Дубки" http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=13459 Поэтому в этом тайнике парк только упоминается.
9 шаг. Едем до следующей остановки «Красностуденческий проезд». Здесь выходим. На этой остановке вы можете увидеть 19 век, даже если ваш навигатор или телефон не поддерживают функцию машины времени. С правой стороны вы видите единственный в Москве остановочный павильон парового трамвая. В том виде, в каком он был в 19-м веке. Ну разве что за исключением пивных ларьков внутри. В середине 80-х павильон сильно пострадал от пожара, но был восстановлен в своём историческом виде. В конце 80-х – начале 90-х он сильно пострадал от вандалов, но снова был восстановлен. Сейчас он страдает от торгашей. Но всё равно заслуживает вашего внимания. Прежде чем снова сесть в трамвай посмотрите на перекрёсток перед вами. Перпендикулярно трамвайным путям проходит Красностуденческий проезд. В тридцатые годы здесь (точно по трассе проезда) планировалось выкопать большой судоходный канал, который соединил бы течение Яузы с и Химкинское водохранилище. Поскольку эти два водоёма отличаются по высоте почти на двадцать метров, планировалось построить несколько больших шлюзов, обеспечивающих проход крупных судов. Но эти планы остались только на бумаге.
10 шаг. А нам надо переместиться ещё на две остановки. Любители пеших прогулок могут пройтись пешком, благо идя по рельсам трудно заблудиться. Более ленивые путешественники могут опять сесть на трамвай. Итак, трамвай трогается с места, пересекает Красностуденческий проезд, сворачивает чуток налево. Справа от вас забор и деревья, а слева гаражи. Но вот гаражи заканчиваются, трамвай сворачивает на 30 градусов направо и дальше идёт вдоль Тимирязевской улицы. Примерно в том месте, где трамвай выныривает из-за гаражей и сворачивает направо и сделана фотография №4. Узнаёте? Разумеется не узнаёте. Ручеёк давно засыпан и мостик за ненадобностью уничтожен. Кстати именно из-за этого засыпанного ручья сильно заболочен ближайший угол Тимирязевского леса (это тот, что за забором слева). Кто гулял в этом углу летом, знает, что без сапог там не пройти. Направление съёмки на фотографии с левого борта трамвая.
11 шаг. Проезжаем ещё одну остановку и выходим на «Пасечной улице». Трамвай идёт дальше до метро «Войковская». Однако уже следующая его остановка находится за пределами маршрута паровичка. А нас ведь именно он интересует. Оставшийся путь пройдём пешком вдоль трамвайных путей. Сразу после перекрёстка обратите внимание на здание с колоннами справа. Здесь находится музей коневодства. Говорят очень интересный. Однако сейчас тут идёт ремонт. А впереди находится комплекс зданий Петровской (ныне Тимирязевской) академии. Про историю этих мест можно прочитать в описании тайника «Храм в Петровско-Разумовском» http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=9139 и «Тимирязевский лес» http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=9129 А мы с вами обратим внимание на несколько зданий, не описанных там, но тоже достойных нашего внимания. Итак идём по рельсам. С правой стороны видим здание скотного двора. Это самое старое из сохранившихся зданий Петровской академии. Построено аж в 1755 году архитектором Вален-де-ла Мотом. Именно оно, с круглыми башенками изображено на фото №5 (слева в самом низу). Сейчас это учебный корпус академии. Кроме этого здесь располагается учебная ферма, учебный молочный завод, музей животноводства, ветеринарная клиника и музей черепов крупного рогатого скота.
12 шаг. Между зданием скотного двора и следующим зданием маленький скверик-пустырь. Именно здесь и заканчивался маршрут паровичка. Об этом говорит последняя, шестая фотография (справа внизу). Место по фотографии легко узнаётся. Был всего один путь. Трамвай приезжал сюда, высаживал пассажиров и той же дорогой отправлялся обратно. А современный 27-й трамвай идёт дальше. Но хотя маршрут паровичка и заканчивается в этой точке, мы с вами всё-таки пройдём пешочком ещё немного вперёд, уж больно там интересные здания сохранились.
13 шаг. Выйдем на площадь перед главным зданием. Архитектор Бенуа. Подробнее см.тайник «Храм в Петровско-Разумовском» http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=9139 Чуть дальше по той же стороне когда-то стоял храм Петра и Павла (см.там же). Это место уже подробно описано в другом тайнике, так что тут повторяться не буду. Однако обратить ваше внимание на это место я должен. Хотя бы для того, чтобы вы не забыли взять с собой на прогулку и ту распечатку тоже. Итак, проходим площадь и справа (за подземным туалетом) видим ещё одно старинное здание с маленькой звонницей на верху. Увидите, не с чем не спутаете. Это пожарное депо Петровской академии. Да, да, у Петровской академии была своя пожарная часть. А построено здание всё тем же Бенуа в 1864 году. Хотя если копнуть поглубже, то он не построил, а лишь неменого перестроил и украсил здание каретного сарая построенного ещё в 70-х годах 18-го века. Пройдите вдоль главного фасада. Кроме центральный въездных ворот там видны и несколько старых замурованных арок. Сейчас это здание тоже принадлежит Тимирязевской академии. Кроме того здесь находится открытый и освящённый в 2009 году домовый храм академии во имя Священномученника Иоанна Артоболевского. С 1911 по 1924 год он был настоятелем храма Петра и Павла на месте нынешнего памятника академику Вильямсу (через улицу напротив). В 1938 году он был расстрелян на полигоне в Бутово и погребён в братской могиле. Причислен к лику святых в 2000 году. Именно он и считается покровителем нынешней Тимирязевской академии. Храм открывают только во время службы, которые бывают тут нечасто. Расписание служб можно посмотреть на листочке, что висит у входных ворот.
14 шаг. Что, замучил я вас? Потерпите, немного осталось. Идём смотреть уникальную оранжерею конца 19-го века. Для этого переходим на другую сторону Тимирязевской улицы. Проходим деревянный домик и ныряем в ворота прямо за ним. Примерно через сто метров увидим оранжерею. Да не простую, а старинную. В некоторых путеводителях пишут, что это тоже работа Бенуа. Отвечу коротко – брехня. Автором оранжереи является сам Тимирязев. Оранжерея была специально построена им для Нижегородской выставки 1896 года. По окончании выставки перевезена в Москву и подарена ученику Тимирязеву академику Прянишникову. По верху оранжереи сохранилась часть красивого чугунного конька, выполненного также по чертежам Тимирязева. Однако часть конька увы, уже утрачена.
Вот собственно и всё, что я хотел вам показать в этой прогулке. Повторюсь, очень рекомендую взять с собой распечатку тайника «Храм в Петровско-Разумовском» http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=9139 Для тех, кто пошёл просто погулять и посмотреть новые места, прогулка на этом закончена. Для тех же, кто хочет найти тайник, желаю удачи.
Большая просьба не публиковать в фотоальбоме фотографии места закладки и не намекать в интернет-блокноте в каких краях находится закладка.
При оформлении описания тайника использованы фотографии старой Москвы с сайта, который так и называется «Фотографии старой Москвы» http://oldmos.ru/