Описание окружающей местности
Многие из нас любят читать фантастические романы и смотреть американские блокбастеры про иные миры. Наверное интересно так же, как их герои перенестись в иной мир, иное измерение. Ну или хотя бы заглянуть туда одним глазком. Что же находится там, по ту сторону реальности ? А ведь окно в иной мир существует. И этих окон много вокруг нас. Есть они и у нас дома. Но мы всё время куда-то бежим, куда-то торопимся. Нам некогда на миг остановится и оглянуться даже вокруг себя, не то, что заглянуть в это окно. Что же это за волшебное окно ? Это икона.
Не буду грузить вас своим корявым языком. Приведу вам краткий конспект из книги С.В. Алексеева "Зримая истина". Всего полстранички текста, в которых отражено самое главное.
"Икона играет роль мистического посредника между миром земным и миром небесным. Любая икона глубоко символична. "Проще всего,- говорит митрополит Сурожский Антоний, - было бы так пояснить смысл символа : если мы человеку показываем отображение неба в воде, его первое движение будет не в том, чтобы вглядеться в это озеро, а в том, чтобы, отвернувшись от него, посмотреть ввысь. Это принцип символа: показывается нечто, что можно уловить чувствами, для того, чтобы указать на то, что можно познать только в самых глубинах человека и самым глубоким восприятием".
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил : «Для того чтобы приблизиться к пониманию икон, надо видеть их глазами верующего человека, для которого Бог - несомненная реальность при всей ее непостижимости и недоступности. Иконы требуются нашею природою... может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? не Сам ли Бог дал нам способность воображения? - Иконы - ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы.»
Для предыдущих поколений, рождавшихся и живших в православной среде, был вполне доступен язык иконы, ибо этот язык понятен только для людей, знающих Священное Писание, чинопоследование богослужения и участвующих в Таинствах. Современному же человеку, особенно недавно пришедшему в Церковь, этого достигнуть значительно сложнее.И, в этом случае, правомочным является постановка вопроса: что такое икона и что такое картина?
Картина (а под картиной следует понимать не только произведения светского характера, но и живопись на религиозные темы) представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: исторической ситуации, политической системы, от типа и характера самой личности художника, от образа его жизни. Все выдающиеся художники умели чувствовать то, что волнует их современников и, преломляя общественный нерв эпохи через себя, оставляли на полотне сконцентрированный художественный образ своего времени.
Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, она - отображение инобытия в нашем мире.
В иконе, как и в картине, происходит обобщение по вполне определенному принципу – общее выражено через частное. Но в картине это частное носит сугубо личные, неповторимые черты. Поэтому, картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора. Она находит свое выражение в своеобразной живописной манере, специфических приемах композиции, в колористическом цветовом решении.
Авторство иконописца намерено скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое делание. Если на законченной картине художник ставит свою подпись, что означает не только авторство, но и меру ответственности за произведение, то на иконе надписывается имя того, чей лик явлен на иконной доске. В онтологическом смысле здесь происходит соединение имени и образа.
Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда «деформированные», как правило, удлиненные пропорции фигур – идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. В иконе нет того торжества телесности, которое можно увидеть, скажем, на полотнах Рубенса.
Отличие стилистики иконы от реалистической картины – это принцип изображения пространства. Картина построена по законам прямой перспективы. Что это такое, можно выяснить, если представить рисунок или фотографию железнодорожного полотна. Нетрудно заметить, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта.
Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке – идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Да и самого пространства как такового нет. Передний и задний планы имеют не перспективное – изобразительное, а смысловое значение. На иконах отдаленные предметы не скрыты за легкой, воздушной пеленой, как их изображают на реалистических картинах, – нет, эти предметы и детали пейзажа включены в общую композицию как первоплановые.
Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Есть прекрасное сравнение иконописи со светописью. Действительно, если внимательно поглядеть на икону древнего письма, то невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательно, и падающих от фигур теней. Икона – светоносна, и моделировка ликов происходит за счет света, изливающегося изнутри самих ликов. Технически это осуществляется особым способом письма, при котором белый грунтовый слой – левкас – просвечивает сквозь красочный слой.
Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства.
Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На иконе один и тот же персонаж может быть изображён несколько раз, до какого-то события, во время него и после. Это говорит о том, что события Священной истории, происходившие в нашем реальном времени и пространстве, имеют другой образ в пространстве духовном. Событие, происшедшее двадцать веков назад, действенно и сейчас, оно вне пространственно-временных рамок, оно оказывает и сейчас такое же воздействие на главную цель Боговоплощения: спасение всех душ человеческих от вечной смерти".
Отличительные особенности икон можно перечислять ещё долго, но я не собираюсь превращать описание тайника в краткий учебник богословия поэтому на этом и ограничусь. Среди людей далёких от церкви бытует мнение, что иконы это не более, чем идолы. Они спрашивают : «А как же заповедь «Не сотвори себе кумира»? Мол почитание икон это ненормально, зачем целовать доски покрытые краской и воздавать им поклонение. Но если Вы прочитали всё что я понаписал, то уже сделали вывод, что икона это образ иного мира, правильнее будет даже сказать ОКНО В ИНОЙ МИР. Или как сказал бы герой какого-нибудь боевика «портал в иной мир». И мир не просто иной. Если в картине прямая перспектива показывает, что реальностью является наш мир, а то что изображено на полотне является лишь его отражением, то в иконе обратная перспектива говорит о том, что настоящим «главным» является мир, изображённый на иконе, а тот мир, что мы наблюдаем вокруг себя является лишь его слабым подобием. Приведу простой житейский пример. Мать провожает сына в армию. Сын честно служит, воюет где-нибудь в горячей точке. Мать, любящая своего сына и тоскующая по нему каждый день берёт в руки фотографию сына, подолгу смотрит на неё, целует. Ведь никому и в голову не придёт обвинить её в идолопоклонстве (хотя она всего лишь целует кусочек бумаги с краской). Любой человек понимает, что фотография является здесь всего лишь образом, через который осуществляется на духовном уровне связь матери и её сына.
В древности многие «ревнители веры» пытались бороться с иконами. И в первое воскресенье Великого Поста (в 2010 году это будет 21 февраля) православная церковь отмечает праздник Торжества Православия. Он был установлен на последнем, Седьмом Вселенском Соборе в 787 году в честь победы над ересью иконоборчества. Если в этот день Вы зайдёте в церковь, то услышите, как во время праздничной службы объявляется анафема (т.е.отлучение от церкви) всем не почитающим иконы.
Так что если захотите заглянуть в иной мир, не обязательно нырять в глубины океана, отправляться в Гималаи, искать Шамбалу или какие то иные «места силы». Просто зайдите в храм, подойдите к любой иконе и увидите другой мир, гораздо более светлый, чем наш.
P.S. Чуть не забыл. Ведь согласно правилам, тайник должен быть привязан к достопримечательности. Какую же достопримечательность лучше выбрать для этого тайника ? Разумеется храм. Ведь здесь много икон. При поездке на тайник у Вас будет возможность зайти в храм и заглянуть через «портал» в другой мир. В 1646 году в селе Ладыгино, ныне посёлок Володарского (не к ночи будет помянут) боярин А.Ф.Шереметев построил каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами : во имя Алексия, человека Божьего, и св.мц.Параскевы Пятницы. Вскоре село стали называть Богородским. В 1739 г. князь Голицын поставил в селе новую церковь, которую освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1696-1700 годах был построен ныне существующий кладбищенский храм во имя Святителя Николая. В 1931 году Казанскую церковь разрушили, на этом месте сейчас стоит поклонный крест. В 1936 году закрыли и полуразрушили также и Никольский храм. В 1997 году храм был возвращён церкви.
Своим ходом сюда можно добраться на автобусе или маршрутке №367 от метро Домодедовская. Автобус ходит примерно раз в 30-40 минут, маршрутка каждые 15-20 минут. Не знаю сколько стоит автобус, а маршрутка по состоянию на 24 января 2010 года стоит 60 рублей. Выходить не доезжая одну остановку до конечной. Ехать примерно 20-30 минут. В воскресные и праздничные дни, когда в храме есть службы, храм открыт с 7.30 до 20.00. Но в будние дни, служб обычно не бывает, тогда храм обычно бывает открыт с 9.00 до 18.00.
При подготовке тайника использовался материал с сайта «Православная энциклопедия «Азбука веры» http://azbyka.ru