Описание окружающей местности
«Цаган-Аман» в переводе с калмыцкого означает «Белые ворота». Белый цвет особо почитается у калмыков как цвет счастья и удачи. Поэтому людям, отправляющимся в путь, калмыки желают «белой дороги», а при встрече вешают на шею белые шарфы.
Урочище Цаган-Аман - всегда было традиционным местом переправы через Волгу для кочевников древности и средневековья. Скифы, сарматы, печенеги, половцы, монголы, ойраты – все эти народы, населявшие Великую Степь в разные исторические периоды, проходили этими «Белыми воротами».
Глядя на карту Калмыкии, сразу обращаешь внимание на «аппендикс» границы с Астраханской областью, пересекающий Волгу – это и есть древнее место переправы кочевников.
До сталинского выселения калмыков в Сибирь и ликвидации Калмыцкой автономии в 1943 году, граница Калмыкии пересекала Волгу ещё и в районе Хошеутовского хурула (тайник «Как калмыки Наполеона побеждали!»). К тому же в нескольких местах граница подходила к берегу Волги.
При восстановлении Калмыцкой республики, границу с Астраханской областью пересмотрели и оставили всего лишь единственный выход на Волгу – «Белые ворота»!
Цаган-Аманский хурул (Буддийский Храм)
Первые хурулы ойрат-калмыков были кочевыми. Постепенно, по мере перехода народа на полуоседлый образ жизни (к. XVIII в.), возникла необходимость возведения стационарных хурулов.
Первым из них в Калмыцкой степи стал хурул в урочище Цаган-Аман Багацохуровского улуса, построенный в 1798 году. В 1930-е годы его постигла участь всех остальных храмов Калмыкии.
История Цаган-Аманского хурула неразрывно связана с именем ламы Тугмюд-гавджи (1887-1980) - «цаган-аманского Аавы», как его любовно называли в народе. Получив высшее духовное образование в Кукуноре (внутренняя Монголия), где обучался четырнадцать лет и защитил звание «геше-гавджи», он работал в Петербургском дацане, затем преподавал философию в Цанид-Чёёря. В 1943 г. был сослан со своим народом в Сибирь. Вернувшись из ссылки, с 1964 года он жил и практиковал веру в Цаган-Амане. Построенный Аавой деревянный хурул стал опорой верующих и местом паломничества людей со всей Калмыкии, и не только: будучи знатоком буддийской философии, врачом и астрологом, невзирая на репрессии и угрозы властей, до самой своей светлой кончины Аава принимал верующих, помогал людям, совершал обряды.
В начале 1990-х годов решено было восстановить хурул рядом с домом, где проживал Аава. Новый храм в Цаган-Амане построен в полном соответствии с традициями буддийского зодчества. Особую красоту придает храму изящная пагода с золотистой крышей и украшенная резьбой по дереву. Впечатляет и внутреннее убранство хурула. Взоры верующих притягивает находящаяся в алтарной части скульптура Будды Шакъямуни высотой более двух метров. Стены храма увешаны буддийскими иконами с изображениями Зеленой Тары - богини-спасительницы от бед, Будды Манлы, дарующего здоровье, грозного идама Ямантаки и других популярных божеств. Эти живописные тканевые полотна большей частью привезены из Тибета и Монголии. Здесь же находятся потрясающей красоты бронзовые скульптуры божеств, выполненные искусными непальскими мастерами и привезенные из Пекина настоятелем хурула Лавсаном Бальджинимой.
Описание составлено по материалам сайтов:
http://sholast.ru/
http://www.snpltd.ru/
http://www.goldmustang.ru/
http://ezotera.ariom.ru/
http://elista.org/
http://djangar.bumbinorn.ru/
http://www.buddhisminkalmykia.ru/