Описание окружающей местности


 
                   История Запорожской Сечи

      Степная местность ниже днепровских порогов издавна зовётся Запорожьем. Именно здесь, на границе леса и дикой степи, на стыке славянского осёдлого постоянства и разгульной жизни кочевников, зародилось и окрепло запорожское казачество.

      Согласно наиболее распространённой исторической версии возникновения казачества, усиление феодального гнёта в XV-XVI вв. привело к бегству крестьян и горожан в незаселённые степные районы среднего течения Днепра — за пороги, где отсутствовала эксплуатация, и лежали неосвоенными огромные площади плодородных земель. Существует также версия о том, что протоказачье население с еще с XI-XII веков расселялось по берегам крупных равнинных рек. Вынужденные постоянно защищаться от кочевников, казаки выжили как воины.

      В главном историки сходятся — Запорожские казаки были очень вольнолюбивым и дерзким народом. Стремление казаков к самозащите от набегов татар привело к возникновению казацких крепостей, получивших название Сечей. По мнению исследователей первую из них — Хортицкую Сечь — построил князь Дмитрий Байда Вишневецкий в 1550 году на острове Малая Хортица. В настоящее время остров носит имя Байды.

      Сечь представляла собой военное укрепление, внутри которого стояли церковь, хозяйственные постройки и жилые помещения — курени, к которым и приписывались казаки во время сечевых военных сборов.

      История казачества — это постоянные войны: с турецким султаном, крымским ханом, шляхетской Польшей. Именно на Запорожской Сечи в 1648 году поднял знамя освободительной войны гетман Богдан Хмельницкий.

      По мнению исследователей за всю историю Запорожского казачества существовало 8 сечей, которые располагались в нижнем течении Днепра, за порогами, и существовали от 5 до 40 лет каждая. Всего Запорожская Сечь просуществовала около двух с половиной веков.

                   Олешковская Запорожская Сечь
                       1711-1728    

      Каменская Сечь просуществовала недолго - всего два года: российские войска выгнали казаков на левобережье Днепра. В 1711 году возле современного Цюрупинска, на тогдашней территории Крымского ханства, они учредили еще одну Сечь - Олешковскую.

За обязательство выставлять войско, если Крымское ханство воюет, казаки получили право не только жить на этой земле, охотиться, рыбачить, но и даже добывать соль без пошлины. Ценили казаков как воинов очень высоко. К тому же, они были "универсалами": легко переходили из пешего в конный строй и наоборот.

Правда, были для них и ограничения - не возводить оборонные валы выше двух метров, не иметь пушек, и не строить церковь православную, выше, чем всадник с поднятой саблей. Строили казаки свои дома на метра полтора вглубь земли, покрывали камышом. Условия были спартанскими. Да и понятно, ведь Сечь - это что-то вроде современного военкомата, "учебки" и военной части вместе взятых. Поэтому и женщинам здесь было не место. И дисциплина была строгая. Кто ослушивался - привязывали к позорному столбу, и каждый обязан был выпить горилки и ослушника ударить кием. Если уважали человека - били не сильно, но если подловат - тут уж душу отводили. К позорному столбу привязывали за кражу тут же в Сечи на три дня, а за разбой и измену - вешали.

Жили в Сечи холостые воины, молодежь, которая обучалась и охотиться, и на саблях драться, и дозор нести, и окопы рыть, да старички, кто остался без семьи. Если казак хотел жениться - выделяли ему место за пределами Сечи, помогали зимовник строить. Но он был обязан явиться в Сечь, если начиналась война.

Олешковская Сечь отличалась по застройке от остальных: была прямоугольной, по углам - башни дозорные, ворота на север смотрящие. Сами ковали, выдували стекло, были оружейные мастерские. Курени уже не по кругу располагались, а по периметру. Их было там 38, минимальное количество воинов в курене - около 300. Кормили себя сами. Частично продукты поставляли семейные казаки. Чауш (инспектор) Олешковского куреня, полковник Украинского казачества Алексей Паталах говорит, что любое современное испытание на выживание казаки прошли бы на "отлично". Никто в те времена не знал лучше, как с пустыми руками выжить в любых условиях и в любой местности. К слову, именно эти знания помогли его предкам выжить, когда был голодомор: вместо зерна сушили и мололи корни рогозы. Хлеб из этой муки по калорийности и вкусу мало чем отличается от обычного.

Любили казаки и кофе. Собственно, знаменитые Венские кофейни основал казак, он-то и научил европейцев его пить. А из слабоалкогольных напитков предпочитали "бузиновку" — варили сироп на меду, настаивали недельку на солнышке с цветами бузины. Получался очень легкий, тонизирующий напиток, по вкусу напоминающий шампанское. Он и давление регулирует, и от инфекции защищает. А казацкая "горилка", к слову, изготавливалась из чистого зернового спирта и настаивалась более чем на десятке различных трав.

Просуществовала Олешковская Сечь до 1728 г., когда запорожцы вернулись сначала на место существования Чертомлыцкой, а затем Камянской Сечи.

Олешковская Сечь была сначала сожжена самими казакам - после того, как татары начал ограничивать их в правах, ввели пошлину на соль (это был основной бизнес, сравним по прибыли сейчас с торговлей нефтью, а соли вывозилось в Европу более тысячи возов в год, молодежь хотела примкнуть к России. Да только там их особо не ждали. Часть казаков опять вернулась сюда. С тех пор Олешки существовали как село, ставшее уездным городом Остатки Сечи находились на его окраине. Но, во время "Драной зимы" 1845 г, сопровождавшейся частыми песчаными, черными бурями, они были засыпаны.

Возрождение истории казачества и Олешковской Сечи началось в 1990-м году. В 1991-м году установлен памятный знак в месте расположения остатков сечи, на северо-восточной окраине г. Цюрупинска. Херсонское казачество нашло и восстановило одну из боевых лодок казаков - "Чайку". Построили еще одну. Это лодки - одни из самых легких и быстроходных, их низкая осадка позволяет легко проходить по мелководью и исследовать скамье запутанные протоки в плавнях Что ежегодно и делают современные олешковские казаки: вместе с детьми проводят историко-экологические экспедиции.

_________________________________________________________
В описании тайника использовалась информация: wikimedia.org и
статья Ирины Ухвариной в газете "Вгору"
Подробнее о рождении запорожской сечи можно прочитать
в описании тайника Хортицкая Запоржская Сечь или
на сайте История и топография восьми Запорожских сечей (укр)

Описание тайника

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться