Описание окружающей местности
Район Нагатинский Затон располагается в южной части Москвы, на правом берегу Москвы-реки. Река окружает район с трех сторон, придавая ему вид полуострова. Границы района пролегают по северной черте парка Коломенское, проспекту Андропова, старому руслу Москвы-реки и линии шлюза 10-11 Москвы-реки до Коломенского.
Район Нагатинский Затон имеет древнюю историю, в прошлом на месте современных кварталов располагались старинные подмосковные села Коломенское, Нагатино, Новинки, Садовники. Высокий холмистый берег Москвы-реки, прилегающий к Коломенскому, был заселен очень давно. Благоприятные природные условия создавали очень хорошие условия для жизни, и именно здесь на заре нашей Эры возникло поселение, известное как Дьяково городище.
Археологические раскопки позволили установить, что первое поселение первобытных людей на территории Москвы появилось именно здесь около двух с половиной тысяч лет назад. Древнейшие неолитические поселения людей, которые дали название культуре периода раннего железного века, ее стали называть Дьяковская культура. Основными занятиями племен Дьяковской культуры были земледелие, оседлое скотоводство, а также рыбалка и охота.
Старинное село Коломенское располагалось в очень живописной местности с интересной геологической историей. В наши дни в оврагах Коломенского можно до сих пор увидеть остаточные следы материкового оледенения – громадные валуны из песчаника "Гусь" и "Девичий камень", которые языческие племена использовали для своих обрядов.
Точные даты основания сел Коломенское и Ногатиньское неизвестны. Первые упоминания о них встречаются в духовных грамотах Ивана Калиты, относящихся к 1330-м годам.
Общепринятая трактовка происхождения названия села Коломенского гласит, что его основали выходцы из Коломны, бежавшие от войск Батыя, которые в память отразили в названии память о своей родине. Существует также мнение, что название произошло от слова "коломиши", которым в прошлом называли холмы и курганы, во множестве имелись в этой местности.
Происхождение названия Нагатино на сегодняшний день имеет две трактовки. Одна объясняет его как место "на гати" - топком месте. Местность, в которой располагалось село, действительно была низменной и часто затапливалась в половодье. По второй версии название возникло от денежной единицы 10-15 веков "ногаты". Ученые ни одну из этих версий не признают правильной, но и сами не могут сказать, что послужило поводом для возникновения такого названия села.
Как уже говорилось, село стояло на топком месте, поблизости находилось множество озер и заливных лугов. Озера использовались для постройки и ремонта судов. В 1410 году впервые упоминается Нагатинская заводь (затон), которая существует и сейчас.
В 1936 году в Нагатинском затоне был пущен в эксплуатацию Московский судостроительный и судоремонтный завод, который специализировался на судостроении и ремонте самоходного флота, а также на изготовлении судовых механизмов и светосигнальной аппаратуры. Вблизи завода возник рабочий поселок, в котором жили работники завода и их семьи. Первое судно сошло со стапелей завода в 1938 году. Наибольшим успехом пользовались теплоходы "Москвич", известные также как речные трамвайчики. Завод занимался также изготовлением речных буксиров-толкачей, озерных пассажирских и их разновидностей для служебных и научно-исследовательских целей.
Через несколько десятилетий рядом с заводом открылись и профильные учебные заведения, такие как Московский речной техникум, Московский институт водного транспорта, профессионально-техническое училище. В 1993 году эти учебные учреждения были объединены в одно, которое назвали Московской Государственной академией водного транспорта.
В 1960 году Коломенское, Нагатино и Новинки вошли в черту Москвы, и здесь развернулось массовое жилое строительство. Вместо старых деревянных домов были построены многоэтажные жилые кварталы.
После реконструкции Нагатинской поймы в 1960-х годах, когда у реки появилось новое русло, на правом берегу Москвы-реки построили Нагатинскую набережную. Она была сооружена из сборного железобетона и облицована гранитом. Дома со стороны Москвы-реки стилизованы под паруса, что придает району индивидуальный и запоминающийся облик.
В 1969 году возле Нагатина был построен Нагатинский мост, соединивший Нагатино с районом Кожухово. Затем здесь проложили Пролетарский проспект (пр. им. Андропова) и построили станцию метро Коломенская.
В 1981 году на площади, которую занимали поля бывшего овощеводческого колхоза "Огородный гигант" начали строить еще один жилой массив – это улица Коломенская и Коломенская набережная. В далеком прошлом на этом месте находились Срендяя и Нижняя улицы села Коломенское.
В состав района Нагатинский затон также входит большой зеленый массив, расположенный к северу от жилой застройки – Нагатинская пойма, которая уже упоминалась. До того, как в 1930-х годах был построен Перервинский гидроузел, пойма часто затапливалась во время паводков. В результате реконструкции (1960-е годы) Нагатинская пойма совершенно преобразилась. После строительства спрямительного канала длиной 3,5 километров, образовался остров площадью более 150 гектаров. Остров разделен Нагатинским мостом.
В честь 60-летнего юбилея Октябрьской революции на острове был заложен парк имени 60-летия Октября. Автором проекта парка был архитектор В.И. Иванов. Парк раскинулся на территории более 100 гектаров. В 1985 году на пойме по проекту архитектора А.М. Рухлядева построили Южный речной вокзал, который называют вторыми речными воротами Москвы (первые – Северный речной вокзал). Здание вокзала представляет собой сооружение из стекла и железобетонных элементов. Оно вытянуто вдоль речного берега, украшает вокзал башня со шпилем.
От древних сел, некогда располагавшихся на территории нынешнего района Нагатинский затон, остались названия улиц, моста, набережной, станции метро. А вот главная улица села Коломенского – Большая, сохранила свое названия до наших дней. Названия многих улиц района связаны с судостроением и ландшафтными особенностями местности. В числе таких улиц Судостроительная улица, улица Речников, Якорная и Затонная улицы. Кленовый бульвар назван так потому, что вдоль него высажены различные виды кленов.
Посмотреть:
Карта 1942 года, где видно что затон был длиннее, а западный залив на самом деле это часть одной из проток реки, которая перестала существовать после спрямления
Нагатинский Затон с высоты
Фильм о Московском судостроительном и судоремотном заводе
Другие мои городские тайники-прогулки:
Красное село
Образцово-перспективный