Описание окружающей местности

     Что мы знаем о подмосковных поездах? Сразу представляются знакомые всем электрички, снующие на некоторых участках с частотой трамваев, и традиционно набитые битком по утрам и вечерам. Кто-то вспомнит вагончики Кривандино-Рязановка или рельсовые автобусы Голутвин-Озеры. Все это линии РЖД/МПС. За их состоянием тщательно следят, подвижной состав там исправный и достаточно ухоженный.

     Но есть и ведомственные линии, принадлежащие разным заводам и фабрикам. Они имеют статус подъездных путей, по этим линиям доставляют грузовые вагоны от предприятий в ближайшей станции РЖД и обратно. В основе своей по ведомственным линиям нет и никогда не было пассажирских перевозок, но есть и редкие исключения.

     На крайнем востоке Московской области, в поселке Черусти, начинается 20-километровый подъездной путь Уршельского ППЖТ, ведущий в поселок Уршельский (Владимирская область), и обслуживающий тамошний стекольный завод.

     Нормальной дороги из Уршельского и поселка Тасинский (Перхурово) в Московскую область нет. Существует некая грунтовка Пустоша-Тасинский, которая большую часть года непригодна для проезда на легковом автомобиле. Это обстоятельство, а также наличие на 12-13 км. линии дачных комплексов, образовало устойчивый спрос на перевозку пассажиров по этой линии. Более того – на станции Черусти до сих пор остался пандус, по которому раньше автомобили заезжали на платформу поезда, и перевозились в таком виде в Уршельский: ведь в объезд через Орехово-Зуево, Владимир и Гусь-Хрустальный выходит более 200 км, а напрямик на поезде – всего 20.

     В лучшие времена здесь ходило 5 пассажирских поездов в сутки в каждом направлении. Грузовое движение также было достаточно активно, на линии существовала станция Тасинский Бор (ныне 13 км.), где иногда происходило скрещение встречных поездов. Там же располагалась станция узкоколейной железной дороги предприятия «Тасин Бор» (теперь от нее почти ничего не осталось), осуществлялась перегрузка торфа в вагоны широкой колеи для доставки на Шатурскую ГРЭС. Остатки устройств перегруза можно найти и сейчас.

     Как и везде в нашей стране, период упадка начался в 90-х годах. Завод почти остановился, грузовое движение прекратилось. Пассажирских поездов становилось все меньше и меньше, и наконец в 1999 г. их отменили вообще. Но спрос на перевозки, пусть и небольшой, сохранился, так что вскоре по линии стала ходить частная мотодрезина.

     Положение изменилось в 2002 г, когда Уршельский стекольный завод купили новые хозяева. Завод заработал, был проведен небольшой ремонт линии, снова стали ходить грузовые поезда. Изрядно поврежденные пассажирские вагоны – без верхних полок, алюминиевых деталей интерьера, с выбитыми стеклами и дырами в перегородках между отсеками, был снова пущен на линию. Отсутствием комфорта никто особо не возмущался – ехать недолго, да и альтернатив в виде автобуса нет и не предвидится.

     Но оказалось что за время отсутствия пассажирского сообщения, образовалась некая группа «таксистов», предлагающих прямо на выходе из московской электрички в Черустях свои услуги по перевозке пассажиров на автомобилях повышенной проходимости. По всеобщему мнению, именно благодаря их «стараниям» в тупике станции Уршель сгорел сначала один старый вагон, затем другой.

     Других вагонов у ППЖТ не было, пассажирские перевозки Черусти-Уршельский были обречены на окончательное умирание. Но нашлась светлая голова, предложившая своими силами восстановить один из вагонов. Заводские слесари убрали сгоревшие внутренности вагона, сделали новую обшивку из дерева, соорудили скамейки как в электричке. Половина вагона осталась пустой – здесь легко можно провезти несколько десятков велосипедов, мешки с картошкой и другой багаж. Единственное что не удалось сделать – выправить покореженный в пожаре кузов вагона, он так и остался изрядно деформированным. Курсирование такого вагона по линиям РЖД невозможно даже представить, но в данном случае все рады и такому…

     Сейчас на линии две станции – Черусти-2 (N55 32.688, E40 01.310) и Уршель, а также два остановочных пункта: на 12 и 13 километрах, около дачных массивов. Именно здесь летом сходила основная масса пассажиров, далее в Уршельский поезд шел полупустым. Станция Тасинский Бор разобрана, теперь здесь о.п.13 км. Показанный на всех картах остановочный пункт 6 км. прекратил свое существование еще в 80-х годах, сейчас сложно увидеть хоть какие-то его следы – сплошной лес вдоль линии.


     Для Подмосковья пассажирское движение на линии Черусти-Уршельский было уникальным явлением. В других регионах можно найти аналоги (Североонежск-Янгоры, Лесная-Крутоборка и т.п.), но здесь, всего в 156 км. от Москвы, увидеть такое было очень необычно.

     Тайник изначально создавался так, чтобы для его взятия надо было проехать линию на поезде. Но зимой 2006/2007 года новые хозяева Уршельского стекольного завода приняли решение избавиться от непрофильной деятельности и навсегда прекратить пассажирское движение по этой линии. Вагон чудо-поезда ржавеет на боковом пути в Уршельском, а люди идут по шпалам пешком. Лишь иногда, примерно раз в сутки, по линии проходит грузовой поезд. Если повезет, его машинист может взять пассажиров на площадку тепловоза...


      Я решил не удалять этот тайник, а сделать его своеобразным памятником чудо-поезду. Не надо больше ничего вычислять, просто посмотрите фотографии в описании тайника и пойдите пешком по линии до контейнера...

      Джиперы могут не делать крюк через Гусь-Хрустальный, а попытаться проехать по дороге Пустоша-Тасинский (Перхурово) - она должна им понравиться...

Описание тайника

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться