Описание окружающей местности

            На этот раз я хочу рассказать вам о достопримечательности, которой уже нет. Вернее почти нет. От неё остались только отдельные артефакты. Но уж больно эта достопримечательность интересная. А самое главное, что её помнят все, кто жил на севере Москвы. Я имею ввиду Бескудниковскую железнодорожную ветку. Она шла от станции Бескудниково Савёловской железной дороги до станции Лосиноостровская Ярославской железной дороги. Последние лет двадцать своего существования поезда ходили от Бескудниково только до станции Дзержинская. Но по своей сути дорога эта всё равно была Ярославской. Да и железная дорога в Савёлово исторически тоже была Ярославской. Запутал я вас? Ладно, давайте начнём с самого начала и всё станет ясно.
            В 1862 году строится Ярославская железная дорога. Первоначально её длина составляла всего 65 вёрст, от Москвы до .Сергиева Посада. Через некоторое время железная дорога не только начинает окупаться, но и начинает приносить прибыль акционерам её построившим. И тогда хозяева Ярославской железной дороги решают построить ещё одно направление дороги – на Савёлово, чтобы связать новым чудо-транспортом Москву с Верхне-Волжским торговым путём. Однако тут случилась маленькая закавыка. Затягивалось оформление проектной документации со стороны Москвы, шло согласование различных документов. И самое главное – никак не могли определиться с местом строительства вокзала. А дорога со стороны Савёлово строится и уже приближается к Москве. И тогда со стороны Москвы начинается встречное строительство. Но место для вокзала ещё не определено. И потому строится специальная соединительная ветка от Ярославской железной дороги. Специально для этого там строится платформа около «поста 10-й версты». Вскоре эта платформа становится полноценной станцией и имеет даже свою сортировочную горку. Сейчас это – платформа «Северянин». Вы скажете, что Бескудниковская ветка шла к «Лосиноостровской»? Не забегайте вперёд. Итак, поезда из Москвы в Савёлово пошли в 1900 году. Но шли они из Москвы не с Савёловского вокзала, а с Ярославского. И именно с современной платформы «Северянин» они уходили налево, в сторону современной станции «Бескудниково» и ехали в Савёлово по Савёловской дороге, которая по существу была всего лишь ответвлением от Ярославской. А 1902 году наконец был построен Савёловский вокзал и поезда в Савёлово пошли уже с него. Так что Савёловская дорога стала по настоящему Савёловской только в 1902 году. Позднее, примерно в 1910 году был разобран путь от платформы «Северянин» и Бескудниковская ветка стала соединяться с Ярославской дороги на станции «Лосиноостровская». Эта соединительная ветка имела достаточно большой грузооборот, так как соединяла две крупные железнодорожные ветки. Но в 1908 году параллельно ей строится Московская окружная железная дорога, которая и принимает на себя большую часть грузов, перебрасываемых с одной железной дороги на другую. Однако в 30-ые годы на этой ветке строится так называемый «Институт Пути» (он существует и сейчас, только название сменил) и жилой городок рядом с ним, ветка снова оживает. В 1946 году появляется даже станция «Институт Пути». В 1948 году строятся платформы «Дзержинская», «Слободка», «Отрадное». Тогда же открывается пассажирское движение от станции «Лосиноостровская» до станции «Бескудниково».  Участок «Лосиноостровская» - «институт Пути» электрифицируется в 1946 году. Окончательная электрификация всей ветки заканчивается к  1955 году. Бескудниковская ветка эксплуатируется очень сильно. Помимо пассажирского движения она используется самими железнодорожниками, ведь их Институт Пути находится именно здесь. Кроме того на ней расположено достаточно много промышленных предприятий. Говорят был даже секретный подземный завод. Использовалась она и для подвоза скота на ВСХВ (нынешняя ВВЦ). Для скотины даже было ответвление (некоторые говорят, что ответвлений было несколько) от этой ветки в районе платформы «Отрадное». В 1965 году в связи с прокладкой трамвайной линии, закрывается движение на участке «Дзержинская» - «Лосиноостровская». Ветка перестаёт быть сквозной и становится тупиковой. В середине 70-х годов начинают строить станцию метро «Свиблово» и закрывают платформу «Дзержинская». Поезда теперь от «Бескудниково» ходят только до «Института Пути». В 1987 году в связи со строительством «серой» ветки метро, движение по Бескудниковской ветке полностью закрывается. Прямо на её трассе начинают возводить жилые дома. В конце девяностых и начале двухтысячных полностью разбирают рельсы на сохранившихся участках. Сейчас о самом существовании этой ветки уже почти ничего не напоминает. Но многие люди, жившие в этих краях, прекрасно помнят «четырёхвагонку» - коротенькую электричку, которая ходила здесь. Я сам ездил на ней в гости к бабушке. Билетные кассы тогда (в моё время) были только в «Бескудниково». На остальных платформах и касс не было. По поезду, благо он был коротенький – всего четыре вагона, постоянно ходила туда-сюда тётенька и продавала билеты. И лишь некоторые артефакты напоминают об этой забытой «Савёловско-Ярославской» железной дороге. Если взять старую карту и пройти по трассе железной дороги, то кое-что увидеть ещё можно. На гаражных территориях между станцией «Бескудниково» и Алтуфьевским шоссе сохранился достаточно протяжённый участок, где сняли рельсы, но прекрасно сохранились шпалы. Под Алтуфьевской эстакадой остались два бетонных столба контактной сети. Таких столбов кстати, по линии железнодорожной ветки осталось около десятка. На станции «Отрадная» в точке N 55.51.459, Е 37.37.420 полностью сохранился павильон станции. Самым крупным артефактом, сохранившимся со старых времён, безусловно является железнодорожный мост через Яузу в точке N 55.51.437, Е 37.37.966. Он кстати является шагом тайника «Старое Свиблово» http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=10623, поэтому о нём я рассказывать не буду. Но для информации упомяну. Правда поезда по нему уже не ходят, мостик переоборудован в пешеходный. Но железнодорожная насыпь к нему с обеих сторон сохранилась. А на улице декабристов в точке N 55.51.694, Е 37.36.736 (координаты в заголовке) около сохранившейся опоры контактной сети в 2005 году был даже открыт небольшой, но симпатичный памятник Бескудниковской ветке. Небольшой кусочек железнодорожного пути, колёсная пара и стенд с историей этого места.

P.S.  Для любителей техногена и всяческих страшилок дам наводку на ещё одно интересное место на этой ветке. Гляньте на окрестности моста через Яузу. На восточном берегу Яузы на север от бывшей железной дороги есть небольшой лесок. Центр леса примерно  N 55.51.503, Е 37.37.733. Сюда вело небольшое ответвление от Бескудниковской ветки. Здесь была даже отдельная платформа. Всё это было разобрано в конце 40-х годов. Сейчас это довольно таки замусоренный лесок. Что здесь было? Одни говорят, что карантин для скота привозимого на ВСХВ. Кстати ещё один карантин был в другом месте, тоже около платформы "Отрадное", но южнее железной дороги. Другие говорят, что НКВД-шная «шарашка». Третьи твердят про секретный подземный завод. В общем версий много. Если кому интересно, то побродите там с фотоаппаратом, позалезайте во все щели и колодцы (с соблюдением техники безопасности разумеется). Может чего и раскопаете. Если найдёте что-то достойное внимание, то там вполне можно сделать отдельный тайник. Благо места глухие и вполне найдётся место для закладки полноценного контейнера. Если заложите контейнер с ништяками, то будем считать, что в моём тайнике это место только «упоминается» и лесок свободен для создания тайника. Так что дерзайте, если конечно что-то нароете.

 P.Р.S.  Если доживём до тёплых дней и будем живы-здоровы, то планирую устроить небольшую геокешерскую «экспедицию» по этому маршруту. Сейчас там грустно и уныло. А летом по травке это будет приятная прогулка. Можно будет и тайник «Старое Свиблово» по дороге взять и таинственный лесок заодно обследовать.

 Р.P.Р.S.   Для тех, кто сильно заинтересовался этой темой, рекомендую почитать сайт http://noorderlingen.org Там про эту ветку рассказано очень подробно.

  При оформлении описания использованы фотографии сайта «Фотографии прошлого» https://pastvu.com/

Описание тайника

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться