Описание окружающей местности
Старинное село, или, как говорили во времена Пушкина, сельцо Большое Болдино находится в Нижегородской области. У Большого Болдина своя история, притом очень древняя, овеянная действительно «преданиями старины глубокой», уходящая далеко в средние века, и свои географические и этнологические черты. Но есть в Большом Болдине нечто такое, что не поддается никаким истолкованиям и объяснениям, никаким логическим построениям или интерпретациям. Это – особая, несравненная в прямом смысле слова (потому что ее действительно ни с чем нельзя сравнить) природная красота этих мест и еще то, что на всех языках мира сейчас называют Болдинской осенью.
Три раза посетил А.С.Пушкин свое родовое имение: в 1830 г., в 1833 г. и в 1834 г. Впервые Пушкин приехал в Болдино в сентябре 1830 года. Приехал накануне женитьбы, чтобы вступить во владение 200 крепостными крестьянами сельца Кистенева, которых даровал ему отец. «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня!» пишет он о Болдино своему другу Плетневу. Закончив дела, поэт уже собрался было возвращаться, но путь ему перегородили несколько холерных карантинов. Он вынужден был задержаться в Болдине до конца ноября. Несколько раз он пытается прорваться через карантины, но безуспешно. Он заперт в Болдине почти в полном одиночестве. Вся его энергия переключается на творчество. Что ни день – из-под пера выходят разнообразные по жанру, тематике и объему произведения. Это – главы романа в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «История села Горюхина», около 30 стихотворений. Через три года после первого посещения поэт вновь посещает Болдино после поездки по местам пугачевского восстания. Здесь он работает над «Историей Пугачева». Здесь завершено начатое еще в 1830 году стихотворение «Осень», написаны «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о рыбаке и рыбке», сделаны переводы из польского поэта Мицкевича, созданы «Медный всадник» и «Анджело». В 1834 году в третий и последний раз Пушкин приезжает в Болдино. На сей раз его привели сюда хозяйственные заботы. На дворе снова стояла осень – любимое время для творчества. Пушкин ждет вдохновения. Однако «стихи в голову нейдут». «Погожу еще немножко, - пишет поэт жене, - не распишусь ли; коли нет – так с богом и путь». В эту осень он написал в Болдине только «Сказку о золотом петушке»…
Сегодня в Болдине – Пушкинский заповедник. В центре села сохранилась старинная барская усадьба. Заповедный дом-музей стоит в живописном окружении вековых деревьев парка. Его композиционным центром является каскад живописных прудов, перегороженных плотинами. В таких усадьбах жили герои произведений А.С.Пушкина, они гуляли по аллеям, читали в тени беседок, назначали свидания у прудов. Многие уголки болдинского парка овеяны народными преданиями: «Беседка сказок», «Дерновая скамья».
Мы входим в сводчатые ворота, ведущие к усадьбе. В нескольких шагах от них – святая святых усадьбы- заповедника, дом Пушкиных. Он множество раз перестраивался, но, по свидетельству реставраторов, в нижнем этаже сохранились фрагменты постройки времен поэта. Дом состоит из нескольких комнат, продолжающих одна другую, как принято было в ту пору в барских усадьбах. В комнатах собраны не только предметы быта эпохи начала XIX века, но и вещи, принадлежащие семейству Пушкиных.
Кабинет поэта – уникальная часть экспозиции: он воссоздан по рисунку самого Пушкина, оставшемуся в болдинских рукописях. Эта комната хранит в себе ощущение того «усердного», по его словам, вдохновенного, как бы мы сейчас сказали, труда в Болдинскую осень 1830 года. Здесь в центре внимания – пушкинские рукописи, отражающие стремительный бег его пера, его работу над текстом с бесконечными поправками, с летучими набросками пером картин, силуэтов, подсказанных памятью прошлых лет и недавними впечатлениями. Словом – это короткий рассказ с использованием основных приемов музейной экспозиции о гениальной Болдинской осени, уместившейся в небольшой комнате дома Пушкиных.
Последние разделы экспозиции посвящены второму и третьему приездам поэта в Большое Болдино. В экспозиции 1833 года – рукописи «Истории Пугачева» и «Медного всадника». Он впервые писал стальным пером, работа шла веселее, почерк в перебеленных рукописях был отчетливее, чем прежде. Последняя болдинская осень 1834 года – попытка спасти гибнущее имение.
Выходим из дома и совершаем прогулку по старому усадебному парку с двумя прудами в нем (см. описание тайника).