Описание окружающей местности
Самым драгоценным культурным сокровищем немцев России были их кирхи, украшавшие панораму любой колонии, а ныне, единично сохранившиеся, они сиротливо доживают в опустошенном и разрушенном состоянии свой век.
Уже пятым параграфом манифеста Екатерины II было дано право переселенцам сохранить их религию, строить церкви, колокольни и молельные дома. Запрет был лишь на создание монастырей. Активное строительство церквей в немецких колониях Поволжья началось в начале 19 века, причём большая часть из кирпича. Основательные, просторные, с оригинальными алтарями, органами, изготовленными в Германии, и богатой стенописью, они создавались на века.
Уже в 1803 г. в Поволжье, включая г. Саратов, действовало 32 католических, 58 евангелически-лютеранских и 23 реформистских церквей. Построенные на средства религиозных общин, они были гордостью и радостью каждой немецкой семьи. Это единственные сооружения, которые сохранили свой национальный облик даже в виде руин. Их разнообразный архитектурный стиль, фундаментальность и устремлённость в высь до сих пор привлекают внимание любопытных путешественников. При хозяйском подходе они могли бы стать познавательным музеем под открытым небом и доходными туристическими объектами. Ведь история постройки любой из немецких церквей это увлекательная тема для тех, кто любит своё отечество. В них крестились, причащались, венчались, молились и отпевались наши предки, систематически слушая колокольный звон, звуки органа и проникновенную мелодию церковного пения. Общение с церковью приносило им радость, силу духа, умиротворенность повседневной жизни. Она была единственным духовным центром любой колонии.
Церковная жизнь колонистов была главной опорой их веры в удачу и благополучие. Именно это состояние счастья разрушили сатанинские силы, отлучив несколько поколения российских немцев от традиционной церковной жизни.
Первый запрет касался использования колоколов, поскольку из звон "мешал спокойной жизни людей". Сброшенные колокола были использованы для чеканки монет и изготовления гильз. Сняв колокола, спилив кресты, изрубив дубовые скамьи на дрова, разграбив резные алтари, утварь и живопись, в пустых зданиях церквей завелись сырость и плесень, в органных трубах поселились крысы и воробьи, превратив в зоосад дорогостоящие музыкальные инструменты. Цветные оконные витражи были разбиты, а свинцовое обрамление использовано для изготовления дроби для охотничьих ружей. Позднее помещения церквей использовались в качестве мастерских, зерновых складов, конюшен и сельских клубов.
С момента основания колонии Мариенталь (Тонкошуровка, сейчас - Советское) на левом берегу реки Большой Караман, переселенцами было построено в разное время четыре церкви, размеры которых увеличивались по мере роста численности прихожан.
Первые поселенцы имели обычный молитвенный дом. Через несколько лет была задумана большая церковь, для которой был уже заготовлен кирпич и лесоматериал. Однако грабительский набег диких киргизов на село в 1775 г. помешал осуществлению этого плана, так как большинство хозяйств колонистов было полностью разорено. Поэтому была построена небольшая деревянная церковь из дубовых и еловых брёвен. Церковь получила название "Maria Himmelfahrt" ("Вознесение пресвятой девы Марии"). Именно в день 15 августа, когда отмечается этот церковный праздник, киргизы напали на колонию Мариенталь в момент прохождения церковной службы. Следующая церковь была построена в 1800 г. Размеры её составляли 4 сажени (12,8 м) в ширину и 12 саженей (25,6 м) в длину. Однако уже в 1816 г. пришлось длину церкви увеличить на 4 сажени.
Строительство очередной кирпичной церкви началось в 1830 г. За возведение этой церкви по типовому проекту взялся мастер - строитель Иван Миневич из Саратова и через 4 года он завершил строительство. В ноябре 1834 г. церковь была освящена. Но внутреннее и внешнее благоустройство этой церкви продолжалось до 1842 года. Церковь имела внушительный вид, с трёх сторон имелся ряд колонн, 45 овальных и квадратных окон, трое входных дверей и 32-метровая колокольня. Окончательная стоимость строительства этой церкви обошлась прихожанам колонии Мариенталь в 43559 рублей, не считая огромной оплаты натурой. Кровавый цвет развалин этой кирхи символизирует страдания нашего народа в период советской власти.
Село Роледер было основано 14 июня 1766г. на правом берегу р. Большой Караман, в 37 км к востоку от слободы Покровской. Названо по фамилии первого старосты Г. Роледера. В 1774г. село было разорено во время нападения киргиз – кайсаков.
Каменная римско – католическая церковь в с. Раскаты была построена около 1848г.
До 1917г. село относилось к Тонкошкуровской волости Новоузенского уезда Самарской губернии, входило Тонкошкуровский колониальный округ. В 1918г. вошло в состав Трудовой Коммуны Области немцев Поволжья, затем в состав Мариентальского (Тонкошкуровского) и Красноярского кантонов АССР немцев Поволжья. По состоянию на 1926г. в Роледере проживало 1665 человек, все они являлись немцами по национальности.
Римско – католическая церковь была закрыта по постановлению Президиума ЦИК АССР немцев Поволжья . Здание сохранилось по настоящее время, используется как сельский клуб. После ликвидации АССР немцев Поволжья в 1941г. село Роледер было отнесено к Марксовскому району Саратовской области и было переименовано в с. Раскаты.
Ныне с. Раскатово Марксовского района Саратовской области.
Колония Рейнвальд, (также Старица, Рейнгольд, сейчас - Старицкое) основана 14 июля 1766 г. К сожалению, об истории церкви ничего не известно. В советское время церковный купол был демонтирован, а в здании кирхи был устроен сельский Дом культуры, который действует и сейчас.
http://wolgadeutsche.net/kirche/Obholz_Kirche.htm
http://wolgadeutsche.net/wd_wiesen.htm
http://shuck.fimka.net/1/katalog/Reinwald.html
http://reinwald.ucoz.ru/index/0-2