Описание окружающей местности

«Антарктида – это женщина. Безмерно красивая, очень суровая, по-хорошему стерва».

Полярник Виталий Першин

Перед глазами открывается завораживающий вид: огромный ледник шириной в сотню километров далеко вдаётся в океан, с его причудливой формы берегов спускаются тысячи тонн льда и воды, образуя невообразимой красоты русла, каньоны, каналы, вытачивая в леднике неподражаемые геометрические формы. Куда ни кинешь взгляд, плавает множество льдов и айсбергов. Таким предстаёт побережье моря Лазарева в полярное лето.

Далее на юг простирается белая пустыня. Кажется, ей нет конца. Но внезапно, всего в 80 км от побережья, показывается свободный ото льда участок. Здесь нет деревьев, даже травы нет, и всё же по сравнению с окружающим пейзажем это однозначно оазис. Оазис Ширмахера.

Немецкий период

Перенесёмся в далёкий 1939 год. Для нарастающей военной экономики Германии требуется ворвань – китовый жир, который идёт на изготовление технических смазок. И так как китобои не справлялись с поставленной задачей, то по личному распоряжению Адольфа Гитлера к берегам Антарктиды было отправлено судно «Швабия».

“Швабия” являлась переоборудованным трансатлантическим почтовом судном. На его борту размещались два небольших аэроплана, взлетавших с помощью катапульты, а также подъёмный кран. Долгое время судно доставляло письма и посылки в труднодоступные места, где не было возможности пришвартоваться к берегу. Теперь же перед “Швабией” поставили иную задачу – исследование Антарктиды. В экспедиции участвовали 82 человека: члены экипажа, учёные (географ, биолог, геофизик, океанограф, два метеоролога и картографы), а также два пилота. Официально считалась третьей антарктической экспедицией, снаряжённой в Германской империи.

К 19 января 1939 года “Швабия” достигла кромки льдов самого сурового континента планеты.

Поиски китов не дали особых результатов, а подойти к берегу судно не могло из-за льдов. Пришлось ограничиться исследованием континента с воздуха, для чего пилоты Ширмахер и Майр поочерёдно взлетали на самолётах вместе с фотографами. Было выполнено с десяток рейсов, обследован обширный район площадью 350 тыс. квадратных километров и сделано 11.600 фотоснимков (интересно, что из этого количества сохранилось всего 1.100), в том числе и на цветную плёнку.

С самолётов в точках разворота на границах авиаполигонов были сброшены металлические стрелы с государственными символами в обоснование германских претензий на территорию. Говорят, правительство современной Германии обещает солидное вознаграждение тому, кто найдёт хотя бы один из этих вымпелов. Учитывая, что местные ветра легко распускают флаг всего за пару месяцев, то эти вымпелы либо истрепались, либо погребены в снегах, либо сошли в океан вместе со льдами. Но всё может быть.

Самым важным открытием экспедиции стало обнаружение обширного скалистого плато, которое не было покрыто льдом. Команда решила назвать его оазисом Ширмахера в честь лётчика, впервые увидевшего его. А весь исследуемый район – Новой Швабией, который планировалось включить в состав Германии в качестве антарктической колонии.

К началу февраля 1939 года погодные условия ухудшились, и полёты прекратились. Экипаж занимался океанографическими исследованиями и запусками метеорологических зондов. Было решено закончить экспедицию и возвращаться в Германию. Напоследок несколько членов экипажа совершили вылазку на дрейфующие льды: на двух шлюпках матросы дошли до гигантской льдины, высадились на неё, развернули германский флаг и сфотографировались на его фоне.

Дав прощальный гудок, 3 февраля 1939 года «Швабия» взяла курс на Гамбург. По возвращению в порт особых торжеств не было, лишь в нескольких местных газетах вышли заметки, да рейхсмаршал Генрих Геринг прислал экипажу короткую поздравительную телеграмму, в которой особо отметил работу лётчиков. В связи с начавшейся Второй мировой войной подготовка к очередной экспедиции была прекращена.

Результатом той самой экспедицией служат немецкие названия на современных картах района (горы Крауля, оазис Ширмахера).

Также существуют конспирологические теории про сверхсекретную базу нацистов, основанию которой послужила ещё экспедиция «Швабии», но это уже территория домыслов и недостоверных фактов. Интересующиеся найдут информацию в интернете)

Советский период

Теперь поведаю вам о станции… Нет, не о «Новолазаревской», а «Лазарев».

Во время работы Четвёртой Советской антарктической экспедиции (САЭ) экипажу дизель-электрохода «Обь» было поручено открыть новую станцию в районе той самой точки на карте, где 28 января 1820 года моряки первой русской экспедиции под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева впервые увидели антарктический материк. Полярников снабдили рисунками художника Павла Михайлова. Будучи участником той экспедиции, Михайлов запечатлел не только льды и пингвины, но и очертания береговой линии и особенности ландшафта. И вот 10 марта 1959 года была открыта станция Лазарев, названная в честь знаменитого мореплавателя-первооткрывателя.

Станция являлась научной, и область изысканий была весьма обширной для тех лет: метеорология, аэрология (верхние слои атмосферы), актинометрия (радиация и лучистая энергия Солнца и Земли), гляциология (лёд), геоморфология (форма поверхности Земли) и океанология (опять же лёд и всякая морская живность). Также большое внимание было уделено южным полярным сияниям.

Почти сразу стали видны проблемы выбранного места. Во время частых сильных метелей домики за короткое время заметались снегом выше крыши на несколько метров. Другой проблемой были опасения, связанные с возможностью разлома шельфового ледника. По сути, полярники жили и работали точно, как и их коллеги на знаменитых плавучих дрейфующих станциях «Северный полюс» (СП) в Арктике. Но к тому времени многие поняли, южный полюс кардинально отличается от уже такого родного северного. Никто не мог предсказать поведение местных льдов. Поэтому уже через два года станция была закрыта. Вскоре вместе с ледником она ушла в воды океана…

Примерно за месяц до закрытия станции Лазарев в 80 километрах к югу от неё было выбрано удобное и безопасное место в оазисе Ширмахера. Именно здесь 18 января 1961 года была открыта станция Новолазаревская.

В первую же зимовку случился случай, который прогремел на весь мир. У врача Леонида Рогозова, который был на станции и терапевтом, и стоматологом, и хирургом,  внезапно вскрылся  острый аппендицит, и ему пришлось выполнить саму себе хирургическую операцию. Именно так. Вывезти невозможно, ждать нельзя. Поставил ассистировать инженер-механика и метеоролога. Операция продолжалась более двух часов. Пациент несколько раз падал в обморок, но всё в итоге прошло успешно. С тех пор появилось правило, которого неукоснительно придерживаются все экспедиции: на станции должно быть два врача (обычно это хирург и анестезиолог).

Во время Двенадцатой САЭ (1967 год) произошло ещё одно медицинское событие: на станции впервые в Антарктиде была зарегистрирована электроэнцефалограмма человека.

Постепенно комплекс научных исследований расширялся — появилась геофизика (изучение магнитного поля Земли, солнечного ветра).

Чтобы вы лучше представляли окружающую местность, немного расскажу про климатические и географические особенности района. Станция расположена в юго-восточной части оазиса Ширмахера в центральной части Берега Принцессы Астрид Земли Королевы Мод. Оазис – небольшой кусочек скалистой суши. С севера, по сути, начинается Южный океан, но за сотни тысяч лет к берегу прирос барьерный (или шельфовый) ледник со слабоволнистой поверхностью, и теперь до открытой воды 80 км. С юга подпирает склон материкового ледникового щита, который уже на расстоянии 50 км достигает высоты 1000 м. На этом склоне возвышается несколько нунатаков (выступающий над поверхностью ледникового покрова скалистый пик, горный гребень или холм). Почему оазис остаётся открытым от снега – точно не известно. Причиной, скорее всего, является совокупность факторов, таких как солнечная радиация, температура воздуха, типы преобладающих ветров. Всё это, а также частые стоковые ветры приводят к значительной облачности, снегопадам, штормовым ветрам и сильным метелям.

Станция расположена на высоте 119 метров. Средняя годовая температура воздуха (-11)°C, минимальная – (-41)°C, максимальная – (+10)°C, среднегодовая скорость ветра — 9,7 м/с. Из-за свойств подстилающей поверхности (грунт, скалы, водные поверхности), температура воздуха в оазисе в течение года выше, чем на окружающих ледниках в среднем на 1-2°С. Среднее годовое значение относительной влажности составляет 50 %.

На куполе Антарктиды есть зоны голубого льда, встречаются они крайне редко. Большая часть поверхности покрыта снегом толщиной в десятки, а иногда и в сотни метров. А возле станции Новолазаревская сильный стоковый ветер сносит большинство осадков с поверхности ледника в океан. Поэтому в 12 км к югу от станции в 1979 году на леднике была построена снежно-ледовая взлётно-посадочная полоса. На голубой лёд могут приземляться даже тяжелые самолеты с колёсными шасси. Правда, лёд настолько скользкий, что его приходится особым образом шершавить, иначе самолёт не посадить.

Именно здесь в феврале 1986 года завершил первый перелёт из Москвы тяжелый транспортный самолет Ил-76-ТД. Это была первая в мире посадка на лед тяжелого транспортного турбореактивного самолета. Данные полеты получили высокую оценку специалистов и позволили значительно сократить время доставки советских экспедиций на антарктические станции, а также увеличить продолжительность и эффективность работ по изучению далекого ледового материка. Регулярные рейсы продолжались до 1991 года.

Российский период

Плавно переходим в наше время. Аэродром Novo (так его именуют иностранцы) стал одним из самых крупных и загруженных на материке. В этом секторе Антарктиды он единственный, подходящий для взлёта и посадки ИЛ-76. Летают на таких гигантах только экипажи военной авиации, очень уж сложное дело – посадка на лёд. Интересно, что есть понятие «точка возврата», когда командиру нужно принять решение о продолжении полёта или возвращении в Кейптаун. Ведь при плохой погоде никто не сможет посадить самолёт. Топлива хватит на 2-3 часа кружения над станцией, а метели, бушующие неделю, не редкость.

Аэродром имеет статус международный. Здесь пассажиры из разных стран пересаживаются на лёгкие самолёты на лыжах и разлетаются по всей Антарктиде. На посадочной полосе можно увидеть Boeing 757, Basler (Баслер), Twin Otter (Твинотер), Gulfstream.

В настоящий момент аэродром арендован и полностью обслуживается Южно-Африканской компанией Antarctics Logistics Centre International (ALCI), основанной россиянином и входящей в международную авиационную корпоративную программу DROMLAN. Данная программа объединяет 11 аэродромов полярных станций.

Станция Новолазаревская почти не изменилась с советских времён: всё те же разбросанные одноэтажные домики, стоящие на сваях. Такое устройство необходимо, чтобы снег проходил под постройками, не задерживаясь. Между сооружениями проложены мостки из досок с поручнями, это связано с большим количеством камней и периодическими сильными ветрами.

Домики имеют свои имена: Радиодом, Столовая, ДЭС, Геодом, Сейсмодом, Аэрология, Кардоза. В Радиодоме обитает «царь и бог» станции – АПС или администратор полярной станции. Именно так официально звучит должность начальника станции. А «отель» Кардоза остался от испанской экспедиции, поэтому имеет такое экзотическое название. Сейчас это обычный жилой домик на три человека.

Пару слов про снабжение. Корабль оставляет груз на берегу, а далее вездеходы перевозят его на станцию. Вроде всего 80 км до берега, но именно в этой прибрежной полосе постоянно появляются ледниковые болота: летом талая вода затекает в низины, и образуется снежно-водяная каша. Вязкая, как обычная трясина. В одиночку из такого болота не выбраться.

Какие же достопримечательности есть на станции?  Сперва расскажу о рукотворных.

Один полярник всю зимовку таскал камни, при этом, толком не объясняя зачем. Вскоре камни были сложены, покрашены, поставлены домики, обозначена координатная сетка… И получилась каменная карта Антарктиды! Туристом очень нравится.

Интересно, что гостей станции бывает много. И всех посылают. Вы уже догадались «куда»? Конечно, в баню! Ведь с декабря 2007 года здесь стоит уникальная деревянная баня из клееного бруса, признанная мировым рекордом и вошедшая в книгу рекордов России как «Первое в Антарктике здание русской бани из клееного бруса».

Из других интересностей на станции можно выделить верстовой столб, у полярников называемый «ёлкой», с кучей табличек городов. Любой желающий может своими руками сделать табличку с названием родного города и повесить на столб. Периодически приходится таблички снимать и подновлять, так как антарктический климат даёт о себе знать: ветер и песок стирают краску и вырезанные по дереву буквы, а металл просто ржавеет.

Рядом со столбом стоит ещё один объект, с которым фотографируются все новоприбывшие, - это старый радиолокатор. Чем же он привлекателен? Локатору дали вторую жизнь в виде достопримечательности: местные умельцы сделали на нём карту Антарктиды и крупно написали «Новолазаревская».

На ближайшей сопке стоит красавец «Пингвин» – отслуживший своё советский гусеничный вездеход. Он участвовал в походах на станцию Восток. Вездеход даже неоднократно изображали на марках. Но в связи с износом из него сделали памятник. Причём на место своей вечной стоянки он заехал самостоятельно. Рядом недавно организовали площадку списанной полярной техники.

Также всего в часе ходьбы есть круглогодичная индийская станция Майтри (Maitri), которая основана в 1989 году в том же оазисе Ширмахера. Там всегда рады гостям)

Теперь несколько слов про природные достопримечательности. Вот они действительно поражают воображение. Одно полярное сияние чего стоит. Масштабные, на всё небо, переливы разных цветов, переходящие в пульсации. Можно несколько часов простоять на улице. И пусть пронизывает холодный ветер, пусть уже не чувствуешь конечности, но уйти от этой зачаровывающей красоты невозможно. 

В оазисе много озёр, по весне появляются водопады. Под толщами льда вода протачивает пути, образуя целые серии пещер и туннелей. Зимой можно пройти по залам, полюбоваться причудливым формам сосулек, услышать идеальную тишину и раствориться в голубизне льда.

Животная жизнь оазиса представлена редкими гнездовьями птиц — снежного буревестника, Вильсоновой качурки, южно-полярного поморника. Заходы пингвинов Адели сюда единичны (всё же 80 км от берега, а значит и от рыбы).

____________

Вот вы и познакомились с историей места и немножко бытом антарктической станции. Туристы уже давно улетели на самолётах, взлётная полоса законсервирована, даже уникальная баня закрыта до следующего летнего сезона. По традиции, улетая на корабль, последний вертолёт делает прощальный круг над станцией. В радиоэфире звучат слова благодарности за работу и пожелания терпения. На станции Новолазаревская начинается новая зимовка…

Источники материала:

Документальные фильмы:

- «Антарктида. 200 лет мира» (2020)

- «Русская Антарктида. XXI век» (2020)

- «Антарктида. Селфи» (2017)

- «Открытие Антарктиды» (1985)

Новолазаревская (Википедия)

Новая Швабия (Википедия)

Про русского матроса на корабле "Швабия"

Истории полярников, собранные автором тайника :)

Описание тайника

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться

Реклама